Резцовая гравюра это:

Резцовая гравюра
(нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving)
        старейшая разновидность гравюры (См. Гравюра) на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля (См. Штихель)). Р. г. возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом Чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно Р. г. Наиболее старые примеры Р. г. — наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах. Искусство Р. г. совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер монограммы «ES» и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет Р. г. в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции — в 17 в. (Р. Нантёй и др.). Старые мастера Р. г. добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники Р. г. характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей Р. г. (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью Р. г., сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).
         В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника Р. г. распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые, батальные и Р. г. иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Р. г. в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской АХ традиции Р. г. сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная Р. г., образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, Р. г. итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде Р. г. достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820—33).
         С развитием фотомеханических способов репродукции Р. г. в значительной мере утрачивает своё значение: со 2-й половине 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности Р. г. на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров Р. г. в её «чистом виде» (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).
         Лит. см. при ст. Гравюра.
         А. А. Сидоров.
        М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.
        М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.
        А. Дюрер. «Морское чудище». Около 1500.
        А. Дюрер. «Морское чудище». Около 1500.
        Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527.
        Б. Бехам. Портрет Леонхара фон Эка. 1527.
        И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727—30.
        И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Около 1727—30.
        Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524.
        Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524.
        А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я половина 15 в.
        А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я половина 15 в.
        А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина.
        А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина.
        М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Около 1471—73.
        М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Около 1471—73.
        М. Раймонди. «Лукреция». 1510.
        М. Раймонди. «Лукреция». 1510.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Резцовая гравюра" в других словарях:

  • Резцовая гравюра —         (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла… …   Художественная энциклопедия

  • Резцовая гравюра — РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА, или классическая гравюра, или чистая гравюра, ручная печ. форма глубокой печати, выполненная резцами на металле меди или стали. В настоящее время применяется редко, главным образом как способ создания оригинального худож.… …   Издательский словарь-справочник

  • Резцовая гравюра — (КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА, ЧИСТАЯ ГРАВЮРА) самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов, т. е. ручная печатная форма способа глубокой печати, выполненная резцами на… …   Реклама и полиграфия

  • РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА — вид углубленной гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины ( доски ) из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге …   Большой Энциклопедический словарь

  • резцовая гравюра — вид углублённой гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины («доски») из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге. * * * РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА,… …   Энциклопедический словарь

  • Резцовая гравюра — разновидность углубленной гравюры на металле. Штихелем на поверхности медной, цинковой или стальной доски прорезается рисунок, а затем образовавшиеся углубления заполняют краской или чернью для печатания. Р. Г. возникла на основе резьбы ок. 1 й… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Гравюра —         (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… …   Художественная энциклопедия

  • Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто …   Издательский словарь-справочник

  • Гравюра резцом — см.: Резцовая гравюра …   Реклама и полиграфия

  • Гравюра — (от франц. gravure)         1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»