Реализм (философ.)

Реализм (философ.)
Реализм (от позднелат. realis ‒ вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

Р. в средневековой философии ‒ один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия ‒ общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия ‒ основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций (см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный Р.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях ‒ «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское ‒ как крайний Р., аристотелевское ‒ как умеренный.

Платоновский Р., переработанный в 3‒4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме ‒ как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» ‒ как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме ‒ как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в. у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.

В современной буржуазной философии Р. в основном выступает как идеалистическая гносеологическая концепция, разделяющаяся на школы непосредственного Р. (см. Неореализм) и опосредованного Р. (см. Критический реализм). В буржуазной истории философии Р. часто неправомерно противопоставляется идеализму (см. ст. Материализм).


Лит.: Штёкль А., История средневековой философии, М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв., М., 1963; Богомолов А. С., Философский реализм в XX веке, «Вестник МГУ. философия», 1971, № 4‒6; Taylor Н. О., The mediaeval mind, 4 ed., v. 1‒2, Camb., 1959; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Meibode, Bd 1‒2, В., 1957; Carré М. Н., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Copleston F., A history of philosophy, v. 2‒3, N. Y., 1962‒63; Stegmuller W., Clauben, Wissen und Erkennen, 2 Aufl., Darmstadt, 1967.

См. также лит. при статьях Неореализм и Критический реализм.

А. Л. Доброхотов.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Реализм (философ.)" в других словарях:

  • Реализм (философ.) — РЕАЛИЗМ (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Реализм (философ.) — Реализм, в философии  философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. Термин Реализм употребляется в двух главных значениях: философском и нефилософском.… …   Википедия

  • Реализм (философ) — гносеологическое учение о первичности общих понятий (универсалий) по отношению к единичности вещей, которые, по мнению реалистов, являются весьма несовершенными, приблизительными, неустойчивыми отображениями универсалий. Реализм – основа… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Политический реализм — Содержание 1 Зарождение политического реализма в США 2 Модернизация политического реализма в России …   Википедия

  • Гамильтон Вильям (философ) — (William Hamilton) известный философ (1788 1858); род. в Глазго, где последовательно занимали кафедру анатомии и ботаники его дед и отец; оба они были медики, и Г. готовил себя к той же профессии, для чего изучал естественные науки, особенно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гамильтон Вильям, философ — (William Hamilton) известный философ (1788 1858), род. в Глазго, где последовательно занимали кафедру анатомии и ботаники его дед и отец; оба они были медики, и Г. готовил себя к той же профессии, для чего изучал естественные науки, особенно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Циммерман Роберт, философ — (Zimmermann, 1824 98) нем. философ; был ассистентом при Астрономической обсерватории в Вене, позже профессором философии в Венском унив. и членом Венской академии наук. Будучи поклонником философии Гербарта, он в то же время испытал на себе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гербарт Иоганн Фридрих — Реализм Иоганна Фридриха Гербарта Задача философии     Триумф идеализма время от времени нарушали голоса несогласных. Кьеркегор рассмотрел гегельянство с религиозных позиций. Неспособность системы объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Линицкий, Петр Иванович — философ; род. в 1840 г.; воспитанник киевской духовной академии, там же впоследствии профессор философии. По мнению Л., философия имеет своей задачей не выводить одно понятие из другого, а, рассматривая вместе различные понятия, устанавливать… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»