Рафаэль это:

Рафаэль
        [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, — 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение).
         Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград; все три — около 1500—02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей»; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной («Св. Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р. приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена; «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», или т. н. «Прекрасная садовница»). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II (См. Юлий II) приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Р. — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514).
         В Риме достигает зрелости талант Р.-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека; «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в «лоджии Психеи» виллы Фарнезина (1514—18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к Маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека).
         Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.
         Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.
        
         Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963J, с. 75—116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fischel О., Raphael, v. 1—2, L., [1948]; Dussler L., Rarfael. Kritisches Verzeichnis der Gemälde, Wandbilder und Bildteppichen, [Münch., 1966]; Raffaello, v. 1—2, Novaга, 1968.
         М. В. Алпатов.
        Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11. Фрагмент.
        Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11. Фрагмент.
        Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж.
        Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж.
        Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция.
        Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция.
        Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.
        Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.
        Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512—1520. Интерьер.
        Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512—1520. Интерьер.
        Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.
        Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме.
        Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан.
        Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан.
        Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим.
        Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим.
        Рафаэль. «Три грации». 1500—02. Музей Конде. Шантийи.
        Рафаэль. «Три грации». 1500—02. Музей Конде. Шантийи.
        Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца д'Элиодоре» в папском дворце в Ватикане. Фрагмент.
        Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца д'Элиодоре» в папском дворце в Ватикане. Фрагмент.
        Рафаэль. «Афинская школа». 1510—1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
        Рафаэль. «Афинская школа». 1510—1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
        Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
        Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.
        Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция.
        Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция.
        Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514—15. Галерея Питти. Флоренция.
        Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514—15. Галерея Питти. Флоренция.
        Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515—19. Дрезденская картинная галлерея.
        Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515—19. Дрезденская картинная галлерея.
        Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515—16. Лувр. Париж.
        Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515—16. Лувр. Париж.
        Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11.
        Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Рафаэль" в других словарях:

  • Рафаэль —         (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном… …   Художественная энциклопедия

  • РАФАЭЛЬ — (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 Урбино 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАФАЭЛЬ — (Рафаэль Санти (1483 1520) итал. художник и архитектор; см. тж РАФАИЛ) (Распорядитель вечера:) (слуге) За Рафаэлем пошли. Кто это пришли? (Слуга:) Маркиза Дэзес! РП Хл909,11 (407); (Рафаэль:) Я слышал зов. Надеюсь видеть папу Пия и Анджело!… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • РАФАЭЛЬ — (муж.) Рафаэль означает исцелил Бог . Рафаэль – ангел исцеления, он навестил Авраама после обрезания (Берешит гл. 18). Традиция говорит, что Рафаэль стоит позади нас во время ночного сна, охраняя нас. Мужские еврейские имена. Словарь значений..… …   Словарь личных имен

  • Рафаэль — Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения …   Википедия

  • рафаэль — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Рафаэль — (Рафаэлло Санти) (1483 1520) один из величайших художников и архитекторов Высокого Ренессанса; стиль его сооружений следует поздним образцам творчества Браманте, как изображенных в живописных произведениях, например, в «Афинской школе» (ок. 1509) …   Архитектурный словарь

  • Рафаэль Маркес-Мендес — Рафаэль Маркес Общая информация Полное имя: Рафаэль Маркес Мендес (исп. Rafael Márquez Mendez) Гражданство: Мекс …   Википедия

  • Рафаэль (значения) — Связанные статьи: начинающиеся с «Рафаэль (значения)» все статьи с «Рафаэль (значения)» …   Википедия

  • Рафаэль-Лара-Грахалес (муниципалитет) — Рафаэль Лара Грахалес Rafael Lara Grajales   Муниципалитет Мексики (АЕ 2 го уровня)  Страна …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Рафаэль» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»