Растрелли Варфоломей Варфоломеевич

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич
Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), ‒ 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725‒30. В 1730‒63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732‒33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736‒40) и Митаве (ныне Елгава, 1738‒40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740‒1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. ‒ деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741‒44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748‒67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р., творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747‒52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и «корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749‒57) и С. Г. Строганова (1752‒54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752‒57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру ‒ Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. ‒ Смольный монастырь (1748‒54) и Зимний дворец (1754‒62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.


Лит.: Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в книга: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Растрелли Варфоломей Варфоломеевич" в других словарях:

  • РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич — (1700 71), русский архитектор. Представитель барокко (см. БАРОККО). Сын Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс,… …   Энциклопедический словарь

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич —         (Rastrelli) (Бартоломео Франческо) (1700 1771), русский архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно …   Художественная энциклопедия

  • РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич — (1700 71) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич —       (1700 1771), архитектор. По происхождению итальянец. В 1716 приехал с отцом, Б. К. Растрелли, в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725 и 1730. В 1730 63 придворный архитектор, с 1771 почётный вольный общник АХ.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Rastrelli) — см. в статье Растрелли (два художника итальянца) …   Биографический словарь

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич — (Франческо) (1700 71) архитектор, сын Б. де Растрелли. Крупнейший предст. барокко в России. Родился в Париже. В Петербурге с 1716 (приехал с отцом, к рый был приглашен Петром I). Обучался в Зап. Европе (вероятно, в Италии, 1725 30). В 1736 63… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) — (1700 1771), российский архитектор. Сын Б. К. Растрелли. Опыт европейской архитектуры барокко переосмыслил в контексте русской художественной культуры; грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов, строгую организованность планов сочетал …   Энциклопедический словарь

  • Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич — Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция …   Википедия

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич — Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция …   Википедия

  • Растрелли Варфоломей Варфоломеевич — (наст. имя Франческо Бартоломео; 1700–1771) – рус. архитектор. Предст. барокко. Сын архитектора Б.К. Растрелли (по происхожд. итальянец). Грандиозный пространств. размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью… …   Энциклопедический словарь псевдонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»