Райт Франк Ллойд это:

Райт Франк Ллойд
Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, ≈ 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 ≈ в его серии «домов прерий». Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. начала 20 в. (здание фирмы «Ларкин» в Буффало, 1905; отель «Импириал» в Токио, 1916≈22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры; вместе с тем в США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры ≈ связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. этого периода ≈ дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» ≈ консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30≈50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали («дом-соты» ≈ дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов ≈ здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943≈1946, строительство 1956≈59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность «текучей» формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.

Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.


═ Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. ≈ Будущее архитектуры, М., 1960.


Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Райт Франк Ллойд" в других словарях:

  • Райт Франк Ллойд —         (Wright) (1869 1959), американский архитектор. Основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. В 1886 посещал Университет Висконсина. В 1887 переехал в Чикаго, работал в 1887 93 у Л. Салливена, влияние которого на Райта было… …   Художественная энциклопедия

  • Райт, Франк Ллойд — (1869 1959)    чрезвычайно изобретательный, самый прославленный американский архитектор, карьера которого длилась с эпохи Салливана в Чикаго до послевоенного периода имперской архитектуры США, начиная с множества ранних частных чикагских домов… …   Архитектурный словарь

  • Райт — I (Wright)         братья: Уилбер (16.4.1867, Милвилл, Индиана, 30.5.1912, Дейтон, Огайо) и Орвилл (19.8.1871, Дейтон, Огайо, 30.1.1948, там же), американские изобретатели, авиаконструкторы и лётчики. С детства проявляли большой интерес к спорту… …   Большая советская энциклопедия

  • Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма — Координаты: 40°46′59″ с. ш. 73°57′32″ з. д. /  …   Википедия

  • Архитектура модерна — Архитектура модерна (архитектура ар нуво) архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890 е 1910 е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более… …   Википедия

  • Гуггенхаймовский музей — Координаты …   Википедия

  • Музей Гуггенхайма — Координаты …   Википедия

  • Музей Гуггенхейма — Координаты …   Википедия

  • Музей Гугенхайма — Координаты …   Википедия

  • Музей Соломона Гуггенхайма — Координаты: 40°46′59″ с. ш. 73°57′32″ з. д. / 40.783056° с. ш. 73.958889° з. д.  …   Википедия

Книги

  • История современной архитектуры, Юрген Едике. Книга немецкого исследователя Юргена Едике "Истории современной архитектуры" давно уже стала одной из популярнейших работ, посвященных архитектуре XX века. Автор умело сочетает принцип… Подробнее  Купить за 1470 руб
  • Франк Ллойд Райт, А. Ф. Гольдштейн. Франк Ллойд Райт, один из виднейших архитекторов XX в., оказал большое влияние на развитие современной архитектуры за рубежом. Райт уделял большое внимание проектно-строительной практике, а… Подробнее  Купить за 588 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»