Радиоизлучение Солнца это:

Радиоизлучение Солнца
        электромагнитное излучение солнечной атмосферы в диапазоне волн от долей мм до нескольких км. Р. С. было обнаружено в середине 30-х гг. 20 в., когда выяснилось существование помех радиоприёму, интенсивности которых согласовывались с изменениями солнечной активности. В 1942 наряду с этим Р. С. — т. н. радиоизлучением активного Солнца — было зарегистрировано также радиоизлучение спокойного Солнца в дециметровом диапазоне волн. Систематические исследования Р. С. начались в 1946—47.
         На волнах приблизительно от 1 мм до десятков м Р. С. исследуется с помощью Радиотелескопов, расположенных на земной поверхности, а на более длинных и более коротких волнах — с космических аппаратов. Р. С. на волнах длиннее нескольких км практически полностью поглощается в межпланетном газе и недоступно наблюдениям.
         Радиоизлучение спокойного Солнца почти не меняется со временем и связано с тепловым излучением электронов в электрическом поле ионов невозмущённой атмосферы Солнца. Коротковолновое Р. С. (1—3 мм) исходит из фотосферы Солнца, радиоизлучение в сантиметровом диапазоне — от хромосферы, а в дециметровом и метровом диапазонах — из солнечной короны, простирающейся на большие расстояния от видимого диска Солнца и непрерывно переходящей в межпланетный газ. Факт возникновения метрового радиоизлучения спокойного Солнца в солнечной короне был впервые установлен в СССР при наблюдениях полного солнечного затмения в 1947. При этом было обнаружено, что температура солнечной короны составляет около 106 К.
         Медленно меняющееся Р. С. связано прежде всего с активными областями в атмосфере Солнца над солнечными пятнами, а также с флоккулами. Излучение также носит тепловой характер, однако, кроме тормозного механизма излучения, здесь, по-видимому, играет роль и магнитотормозной механизм, т. е. излучение частично возникает вследствие искривления траекторий электронов магнитными полями солнечных пятен. Этот вид Р. С. преобладает в диапазоне волн 5—20 см и согласуется по времени с видимой в оптическом диапазоне волн активностью Солнца, в частности с площадью солнечных пятен. Такое Р. С. часто бывает сильно поляризованным по кругу, что свидетельствует о наличии сильных (до нескольких тыс. эрстед) магнитных полей в области возникновения радиоизлучения.
         Всплески Р. С. весьма разнообразны, иногда превышают по своей мощности тепловое радиоизлучение спокойного Солнца в миллионы раз. Этот вид Р. С. преобладает в метровом диапазоне волн, хотя т. н. микроволновые всплески зарегистрированы даже в миллиметровом диапазоне волн. При вспышках на Солнце в районах солнечных пятен возникают релятивистские частицы, движение которых сквозь солнечную атмосферу приводит к сильному радиоизлучению. Радиоизлучение связано либо с магнито-тормозным механизмом, либо с возбуждением различных волн в солнечной плазме с последующим преобразованием плазменных волн в электромагнитные. Кроме того, зарегистрированы малые квазипериодические флуктуации Р. С. с периодами в сотни и тысячи секунд весьма малой амплитуды. Природа этих флуктуаций ещё (1975) не выяснена.
         Результаты наблюдений Р. С. используются при построении модели атмосферы Солнца, при изучении механизма воздействия Солнца на атмосферу Земли. Исследованием Солнца методами радиолокации занимается Радиолокационная астрономия.

Лит.: Железняков В. В., Радиоизлучение Солнца и планет, М., 1964.
         Ю. Н. Парийский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Радиоизлучение Солнца" в других словарях:

• РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ СОЛНЦА — электромагнитное излучение Солнца в диапазоне от миллиметровых до метровых волн, возникающее в области от нижней хромосферы до солнечной короны. Различают тепловое радиоизлучение спокойного Солнца; излучение активных областей в атмосфере над… …   Большой Энциклопедический словарь

• радиоизлучение Солнца — электромагнитное излучение Солнца в диапазоне от миллиметровых до метровых волн, возникающее в области от нижней хромосферы до солнечной короны. Различают тепловое радиоизлучение «спокойного» Солнца; излучение активных областей в атмосфере над… …   Энциклопедический словарь

• РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ СОЛНЦА — эл. магп. излучение Солнца в диапазоне от миллиметровых до метровых волн, возникающее в области от ниж. хромосферы до солнечной короны. Различают тепловое радиоизлучение спокойного Солнца; излучение активных областей в атмосфере над солнечными… …   Естествознание. Энциклопедический словарь