Пуссен Никола это:

Пуссен Никола
Пуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 П. — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625—27; «Царство Флоры», около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637—39; обе — в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641—42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград; «Элиазар и Ревекка», Лувр, Париж; обе — около 1648; «Аркадские пастухи» или «Et in Arcadia ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, П. строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград; «Орион», около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [«Св. Иоанн на Патмосе» (около 1644—45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660—65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).


Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. — Письма, М. — Л., 1939.


Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1—2, Münch. — Lpz., 1914; Friedländer W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1—4, L., 1939—63; Nicolas Poussin, v. 1—2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1—2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1—2, [Köln], 1969.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Пуссен Никола" в других словарях:

  • Пуссен, Никола — Никола Пуссен. ПУССЕН (Poussin) Никола (1594 1665), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пуссен Никола — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен, Никола — Никола Пуссен Автопортрет 1649 года …   Википедия

  • Пуссен Никола —         (Poussin) (1594 1665), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял… …   Художественная энциклопедия

  • Пуссен Никола — (Poussin) (1594 1665), французский живописец. Основоположник классицизма в европейском искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные …   Энциклопедический словарь

  • ПУССЕН Никола — (Poussin, Nicolas) (1594 1665), французский живописец. Родился в 1594 в Лез Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611 1612 жил в Лез Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр Кутуа,… …   Энциклопедия Кольера

  • Пуссен Никола — (Poussin, 1594 1665) знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пуссен, Никола — (Poussin, 1594 1665) знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Никола Пуссен — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен — Пуссен, Никола Пуссен, Никола Автопортрет, 1649 год (Картинная галерея, Берлин) Дата ро …   Википедия

Книги

  • Пуссен, . Если проследить, как менялось со временем отношение к творчеству"Никола Пуссена"основателя французского классицизма, становится ясно, что оно сильно разнилось от века к веку и от страны к… Подробнее  Купить за 705 руб
  • Пуссен, Генри Кизор. Если проследить, как менялось со временем отношение к творчеству Никола Пуссена, основателя французского классицизма, становится ясно, что оно сильно разнилось отвека к веку и от страны к… Подробнее  Купить за 686 руб
  • Никола Пуссен. 1594-1665, Кизор Генри. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством"Taschen",богато иллюстрирована репродукциями с картин великих художников, хранящихся не только в крупнейших… Подробнее  Купить за 607 руб
Другие книги по запросу «Пуссен Никола» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»