Психологическая школа это:

Психологическая школа
        в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть 19 в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) и особенно биографического метода (См. Биографический метод), она противопоставляла себя спекулятивной («общефилософской») эстетике (в т. ч. классической немецкой). Главным предметом изучения для П. ш. стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего — душевная жизнь автора, поскольку искусство, по словам одного из основоположников этой школы В. Вундта, «выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения» («Основы искусства», СПБ, 1910, с. 7). Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план. Сторонники П. ш. не признавали объективного характера художественного содержания: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни. «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А., Мысль и язык, Харьков., 1892, с. 187).
         П. ш. представляли в Западной Европе труды литературоведов (С. Жирарден, Э. Эннекен, В. Вец), а также эстетиков и искусствоведов (В. Вундт, Э. Эльстер, Н. Фолькельт); на рубеже 19—20 вв. П. ш. уступает место школам интуитивизма и Психоанализа.
         В России первым идеи школы изложил А. А. Потебня («Мысль и язык», 1862); в дальнейшем она представлена в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский; А. Г. Горнфельд, Т. Райнов, М. С. Григорьев и др.) и в журнале «Вопросы философии и психологии» (1899—1918); как целое перестала существовать в 20-е гг. Осваивая наследие П. ш. (особенно Потебни), марксистские исследователи критиковали её за абсолютизацию субъективной стороны творчества, утверждение безграничности истолкований художественной идеи и недооценку исторической динамики искусства.
         Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902; Müller-Freinfels R., Psychologie der Kunst, Bd 1-2, Lpz., 1922-23.
         В. В. Курилов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Психологическая школа" в других словарях:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении (эстетике) (1870 е гг. нач. 20 в.; В. Вундт Э. Эннекен; в России А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;2)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • психологическая школа — в литературоведении (эстетике) (1870 е гг.  начало XX в.; В. Вундт, Э. Эннекен, Е. Henneguin, в России  А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого… …   Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в социологии – см. Психологизм в социологии. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • Психологическая школа — 1) В лит ведении возникла во 2 й пол. 19 в. Ее истоки культурно ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего в психол. складе писателей и народа. Рус. П. Ш. имеет основание в учении А. А.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть XIX в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно исторической школы и особенно биографического… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX XX вв. Представителями П.ш.п. являются Г. Тард (Франция), Л. Кнапп, А. Вир линг, Э. Ленинг (Германия), Росс, Р. Вест, П.А. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего… …   Юридический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — направление в науке права, сложившееся в кон. 19 нач. 20 вв. Представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). Рассматривали право как продукт психологических установок,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — англ. psychological school of law; нем. Psychologische Schule im Recht. Направление в правовой науке конца XIX начала XX вв., рассматривающее право как продукт психол. установок, переживаний, инстинктов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Психологическая школа права — направление в юридической науке, возникшее в начале XX в., рассматривающее право как явление психической жизни. Представители этой школы Л. Кнапп, А. Бирлинг, Э. Ленинг, Л.И. Петражицкий и др. Согласно теории Л.И. Петражицкого, право не является… …   Энциклопедия права

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — одно из направлений правовой науки, сложившееся на рубеже ХХ в. одновременно с появлением психологических направлений в социологии и других социальных науках. С точки зрения представителей П.ш.п. причины, обусловливающие существование и действие… …   Юридическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Психологическая школа» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»