Псалмы это:

Псалмы
        Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П. тегилим — хваления; псалтирь, греч. psalterion — название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин «П.» (или «Псалтырь») обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П., которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии (См. Библия). Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П. зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.
         По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней»). Некоторые П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П. как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П. 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.).
         П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь — основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П. были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18—19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).
         В иудейском культе П. исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило, указывались способ исполнения и «модель», т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи П., а община — рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон). В 4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями — детским, мужским, женским. П. исполнялись А капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых П., использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, трактус и аллилуйя.
         В 15 в. появились и многоголосные обработки П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму Фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П. Около 20 4-голосных П. оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме Энзема. Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой (См. Месса), Мотетом, кантатой (См. Кантата). Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия), в 19—20 вв. — Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.
         В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.
         Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. — Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu'à la ruine de l'état juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.
         С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Псалмы" в других словарях:

  • псалмы — (греч. psalmói  хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики, восходят к царю Давиду (около 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к конце V  начале IV вв. до н. э. Вместе с… …   Энциклопедический словарь

  • Псалмы — [греч. древнеевр. название псалмов в совокупности tehillim, т. е. «хваления»; евр. назв. отдельного псалма, передаваемое греч. |/ctA.|i.6c;, mizmdr; термин «псалтирь» (греч. |/otA.Tfpiov) появляется впервые у Филона Александрийского как передача… …   Энциклопедия культурологии

  • ПСАЛМЫ — (греч. psalmoi хвалебная песня) песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • псалмы — (др. евр. – хваления), древнеиудейская лирика, вошедшая в состав Ветхого Завета Библии в рамках сборника из 150 текстов – Псалтири. Они создавались в 9–1 вв. до н. э., однако религиозная традиция приписывает авторство псалмов одному из… …   Литературная энциклопедия

  • Псалмы — Давидовы о написании их существует апокрифическое Сказаниео псалтири, како написася Давидом царем . По этому апокрифу Давид писалП., не зная откуда идет их разум : слова ему шептал ангел. Жабы, бывшиев болоте вблизи дворца царя, кричали во время… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — Соломона апокрифический ветхозаветный сборник П., написаниекоторого относится ко времени подчинения Иудеи римскому владычеству (70 40 г. до Р. Хр.); дошедшие до нас рукописи П. Соломона написаны нагреческом яз., хотя первоначальный язык П.,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — (греческое psalmoi хвалебная песнь), песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 началу 4 вв. до нашей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Псалмы — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… …   Википедия

  • Псалмы — Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири сборника духовных песнопений… …   Словарь библейских имен

  • Псалмы — (греч. psalom игра на струнном музыкальном инструменте псалтерионе или псалме)    древний жанр религиозной поэзии, позволяющий человеку посредством песнопения обращаться к Богу с выражением своих чувств и словами восхваления, благодарности,… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Псалмы —         (от греч. palmos хвалебная песнь, первонач. бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Псалмы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»