Право это:

Право
        совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства (См. Государство), они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание которого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором общественных отношений. В развитом государстве сфера действия П. охватывает прежде всего область производства, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П. закрепляет также формы правления, государственного устройства, организацию и порядок деятельности государственного механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на государственный строй и существующие общественные отношения.
         П. неразрывно связано с государством. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение. П. «... есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П. не может иметь иную классовую сущность, чем государство, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с государством — один из специфических признаков, отличающих П. от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т.д.) классового общества. В свою очередь, государство немыслимо без П. Сама организация государственного механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс государственной управленческой деятельности. Наконец, отношения государства и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.
         П. — возведённая в закон государственная воля, но оно не волюнтаристское порождение государства. Как один из важнейших элементов надстройки над экономическим базисом классового общества (см. Базис и надстройка) П. обусловлено экономическим строем общества, характером существующих производственных и классовых отношений. На формирование и развитие П. существенное воздействие оказывают также политические факторы, господствующая идеология, религия (в некоторые эпохи), исторические особенности и национальные традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе государство вынуждено в определенной мере считаться с уже сложившейся системой П. Известна формула К. Маркса о том) что П. не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов П. отражает экономические условия в сильно опосредствованном виде.
         Будучи порождением социально-экономического строя, П., в свою очередь, оказывает существенное воздействие на ход общественного развития, содействуя или препятствуя ему (например, феодальное П. по отношению к развивающимся капиталистическим отношениям). Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т.к. П. не может упразднить действие объективных закономерностей общественного развития.
         Наличие в обществе П. означает, что значительный круг общественных отношений принимает характер правоотношений (См. Правоотношение), т. е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует общественный правопорядок. Как система законодательных и иных нормативных актов П. находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.
         Важным аспектом П. являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П. в отличие от объективного П. — системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер и объём этих прав и свобод (например, право на труд, право на образование, свобода совести и т.д.) определяются социально-экономическим строем общества, положением человека в процессе общественного производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юридическими гарантиями.
         В целом роль П. как нормативного регулятора общественной жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономических, политических, национальных и др. отношений. Такие свойства П., как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность в процессе воздействия П. на общественные отношения придаёт последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологическая роль П., его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).
         Марксизм подчёркивает классовый характер П. Это выражается прежде всего в том, что с помощью П. господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер П. выражается также в том, что в нём находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на которые вынуждены идти господствующие классы.
         В домарксистской социальной мысли господствовала идеалистическая трактовка П., видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах человеческого духа и мышления («идея права»), либо в «божественной воле». Для господствующих буржуазных школ П. 19—20 вв. Характерен откровенно идеалистический либо позитивный подход к пониманию сущности П. Даже в тех случаях, когда буржуазные авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на П., это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономического строя по отношению к П. Буржуазная правовая мысль ушла и от взаимосвязи П. с классовой структурой общества, ибо подобный подход объективно вёл к признанию классового характера буржуазного П., традиционно изображаемого как продукт «общей воли». С приходом буржуазии к власти утратили своё значение доктрина естественного права (См. Естественное право), а также Историческая школа права. Ведущим направлением стал юридический позитивизм, объявивший буржуазное П. высшим началом, не нуждающимся в экономическом, политическом или ином обосновании и сводивший задачи науки о П. лишь к формально-логической обработке действующего П. (см. Догма права). Влиятельной разновидностью позитивизма в 20 в. стала чистая теория права — Нормативизм (см. также Кельзен). Наряду с учениями, выводящими П. из идеального начала (например, неокантианство в П., Феноменологическая школа права и др.) или объявляющими его порождением человеческой психики (см. Психологическая школа права), широкое распространение в 20 в. получили различные течения т. н. социологической юриспруденции (см. Социологическая школа права), а также экзистенциализм в П. Все эти концепции основаны на гипертрофировании того или иного элемента правовой надстройки (норм П., судебной деятельности, правовых чувств и т.д.), вырванного из реальной взаимосвязи явлений. Если Юридическое мировоззрение восходящей буржуазии выступало как отрицание теологических мировоззрения, то в буржуазной правовой идеологии 20 в. весьма заметно влияние клерикализма и особенно Неотомизма, с распространением которого связано в значительной мере и т. н. возрождение естественного П. В арсенале современной буржуазной юриспруденции видное место занимает идея «примата права», «господства права» или «правового государства» (см. Правового государства теория).
         Длительный путь исторического развития П. подтверждает правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До разделения общества на классы существовали нормы общественного поведения, обычаи (См. Обычай), однако, в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, основывались на общественной собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм.
         Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы П. от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоев, а не всего населения. Другая важная причина возникновения П. — разделение труда и усложнение процесса общественного производства и обмена. «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение...» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272). Таким образом, первой формой П. явилось обычное П., крое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. до н. э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, середина 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе П. большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религиозную окраску. П. было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (например, реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). П. фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев.
         Рабовладельческое П. — первый исторический тип П.; его характерные черты — превращение рабов в собственность рабовладельца (раб — объект, а не субъект П.), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политическое всевластие рабовладельцев в государстве, власть отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельческого П. было Римское право, которое Ф. Энгельс называл «... классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность...» (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105). Оно оказало огромное влияние на феодальное и особенно буржуазное П.
         Процесс формирования феодального П. в различных странах шёл по-разному. В некоторых странах П. раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния П. рабовладельческого общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-римского населения действовало с определёнными модификациями римское П., а для завоевателей — обычное П., которое было зафиксировано в т. н. варварских правдах (См. Варварские правды). В ряде случаев образование феодального П. происходило путём трансформации римского П. Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить рабовладельческого П. к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой П. было обычное П., отличавшееся крайним Партикуляризмом. В феодальном П. открыто закреплялось юридическое неравенство, различие прав сословий, оно выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феодального П. занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феодальной земельной собственности и средство внеэкономического принуждения развиваются иммунитетные П. феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феодальной иерархии, тщательно регулируются отношения Вассалитета. При этом на практике нередко господствовало право сильного, т. н. Кулачное право. С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе (широкое распространение получило, например, Магдебургское право). Происходит рецепция римского П. с его детальной регламентацией отношений товарного производства. Параллельно с рецепцией римского П. складывается развитая система канонического права (См. Каноническое право), регулировавшего внутрицерковные дела, брачно-семейные отношения, отдельные гражданские сделки.
         С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании П., постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития П. в каждом государстве складывалась собственная система П., отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17—19 вв. и сохранившиеся в целом в современных буржуазных государствах, делят на романскую (континентальную европейскую), основой для которой служило римское П., и англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного П., характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в бывших английских колониях (см. также Общее право, Право справедливости, Прецедент). Особую систему П. представляет Мусульманское право, основой которого является Ислам.
         Последним эксплуататорским типом П. является буржуазное П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в средние века теологическому мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против феодализма широко использовала лозунги П. и законности. С победой буржуазного строя роль и значение П. существенно возрастают. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного П., т. е. отраслей П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников капиталистического оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П. в процессе политической власти и управления (государственное и административное П.). Складываются специализированные национальные системы права. По своей классовой сущности буржуазное П. выступало как средство закрепления экономических и политических условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т, 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период промышленного капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в П. свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом буржуазное П. в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. н. «правовой фетишизм»), скрывая за формальным равноправием экономическое неравенство, за свободой договора — внеэкономическое принуждение и т.д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем буржуазного П., отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире буржуазное государство вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в том числе в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т.д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации буржуазного П., как это утверждают многие буржуазные и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, которое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как «правонарушающее законодательство». В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в П. основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской литературе называют кризисом буржуазной законности. Т. о., в современном капиталистическом обществе П. — один из основных объектов острой социально-экономической и политической борьбы между монополистическим капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.
         Вопрос о путях развития П. весьма существен для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован в сохранении в этих странах правовых систем, перенесённых из бывших метрополий, в то время как потребности экономического, политического и культурного развития этих стран требуют существенных модификаций в правовой надстройке. По пути создания новых правовых систем идут молодые государства социалистической ориентации.
         Высший исторический тип П. — социалистическое П. Впервые социалистическое П. возникло в Советском государстве в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Социалистическое П. первоначально выражает волю трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его основные исходные положения: ликвидация частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последовательная охрана общественной социалистической собственности как основы социалистической системы хозяйства; закрепление полновластия трудящихся и демократических принципов государственного управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан (права на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и т.д.); обязательность принципа законности для деятельности всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан; решительная борьба со всеми посягательствами на социалистические строи; гуманность и справедливость. Поскольку по своему содержанию социалистическое П. отвечает воле и интересам всего народа, ему несвойствен «правовой фетишизм», оно адекватно отражает реальные отношения, открыто говорит о своём классовом характере.
         В силу своего принципиально нового содержания и целей социалистического П. не может возникнуть как результат эволюции или даже трансформации старого буржуазного права. Отказ от старой правовой системы путём немедленного отказа (как это было в ходе социалистических революции в России) или постепенным путём (в некоторых др. социалистических странах) — это объективная закономерность возникновения нового социалистического типа П. во всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали отмену старого царского П. в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный отказ новой политической власти от всякого П. и переход к неправовым методам управления. В буржуазной литературе широко распространено утверждение, будто для марксизма характерно пренебрежительное отношение к П. как к буржуазному социальному институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли П. при социализме. В действительности необходимость существования П. при социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали как объективную закономерность развития социалистического общества. В работе «Государство и революция» В. И. Ленин, подчёркивая роль правовой формы общественного регулирования, писал: «... Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 95). Экономические предпосылки необходимости П. при социализме — это прежде всего существующий уровень развития производительных сил, который требует государственного нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения — реализация принципа материальной заинтересованности. Хозяйственно-организаторская функция социалистического государства предполагает наличие народно-хозяйственного плана, утвержденного как обязательный закон, выполнение которого требует правовой регламентации деятельности социалистических предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистического строительства П. рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов; на него также возлагаются важные организационные и созидательные функции, в частности в сфере общественного производства. Впервые в истории в СССР были разработаны правовые формы государственного руководства экономикой и планового хозяйствования. П. при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. П. выступает и как один из факторов формирования коммунистической сознательности, способствует укреплению и развитию социалистических отношений.
         Основные принципы советского П. сохраняются на всех этапах развития Советского государства. Вместе с тем его социальное содержание менялось, отражая особенности того или иного исторического периода. Первоначально советское П. выступало как пролетарское П. — орудие диктатуры пролетариата (См. Диктатура пролетариата). В этот период оно выражало государственную волю рабочего класса, выступавшего в союзе со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского меньшинства (например, ограничение или лишение избирательных прав представителей эксплуататорских классов). В этот период П. сыграло значительную роль в осуществлении социалистических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве, т. е. в формировании социалистической системы хозяйства, оформлении и закреплении принципов социалистической демократии, структуры и форм деятельности государственных органов и т.д. Уже в этот период сложилась развитая система советского П., основу которой составила первая советская кодификация, проведённая в начале 20-х гг. под непосредственным руководством В. И. Ленина.
         В развитом социалистическом обществе П. выступает как общенародное П. Это означает, во-первых, что П. является государственным выражением интересов и воли всего советского народа; во-вторых, что развитие П. подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистических общественных отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы П. получают дальнейшее качественное развитие.
         Превращение пролетарского П. в общенародное, т. е. в более высокую ступень социалистического типа П., означает, что социальная база этого П. ещё более расширяется. Однако общенародное П. продолжает оставаться классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса. Общенародное П. сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как антипод эксплуататорских типов П. Огромна его классовая роль в условиях борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политических систем.
         Развитое социалистическое общество характеризуется последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием П., возрастанием его роли в жизни общества. В 1960—70-х гг. в СССР проведена новая развёрнутая кодификация П. Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям П., на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их организациями. Ещё более демократическим становится правотворческий процесс. Возрастающая эффективность советского П. обусловливается всё большим соответствием П. объективным законам общественного и экономического развития; усилением направляющей роли КПСС в правовой деятельности Советского государства; постоянным укреплением социалистической законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
         Некоторые современные идеологи ультралевых движений видят в последовательном развитии социалистического П. отказ от революционных традиций, свидетельство некоего «обуржуазивания» социалистического общества. Сходным образом представители буржуазной конвергенции теории (См. Конвергенции теория) утверждают, что развитие социалистического П. означает его приближение к буржуазной модели П. как наиболее совершенной.
         В действительности высшим историческим типом П. является социалистическое П., которое выступает в качестве одного из эффективных и необходимых средств построения коммунистического общества. КПСС в своей деятельности исходит из необходимости постоянного совершенствования советского законодательства, укрепления законности и правопорядка, последовательного повышения правовой культуры в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение к П., к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных лиц.
         В исторической перспективе с победой коммунизма вместе с государством отомрёт и П. Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистического общежития. Однако в развитом коммунистическом обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и общественными интересами, не будет надобности в политических средствах регулирования общественных отношений, в том числе и в юридических санкциях; соблюдение социальных норм станет естественной привычкой. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистических отношений, а с другой — перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистическом обществе.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18—20; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. IV, там же; его же, Юридический социализм, там же, с. 495—516; его же, К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272—74; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, «О двойном» подчинении и законности, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Теория государства и права, М., 1962: Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1—2, Свердловск, 1972—73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971; Керимов Д. А., Философские проблемы права, М., 1972; Общая теория государства и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974; Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1—4, М., 1970—73; Недбайло П. Е., Введение в общую теорию государства и права, К., 1971; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве, М., 1971.; История государства и права СССР, ч. 1—2, М., 1961—62; Черниловский З. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973; Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968.
         В. А. Туманов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "Право" в других словарях:

  • ПРАВО —         система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… …   Философская энциклопедия

  • ПРАВО — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРАВО — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРАВО — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРАВО — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

  • право — ПРАВО1, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке, с помощью… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Право, Рукавишникова И.В.. … Подробнее  Купить за 1126 руб
  • Право, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Право умереть, Стаут Р.. В настоящее издание вошли романы «Право умереть» и «Звонок в дверь». Ниро Вульф стоит вне политики, но отнюдь не аполитичен. Он принимает сторону борцов за гражданские права и готов… Подробнее  Купить за 430 руб
Другие книги по запросу «Право» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»