Песня

Песня
        наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «П.» (немецкое Lied, французское Шансон, английское song) применяется и к Романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или Куплетов (часто с рефреном — Припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами — при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.
         Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П. получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П. характерно строфическое строение. Повествовательная П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма — П.-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П. оказала влияние на формирование литературной П. Как жанр профессионального искусства П. в настоящее время существует одновременно с народной.
         Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров (См. Трубадуры) и труверов (См. Труверы), миннезингеров (См. Миннезингеры) и мейстерзингеров (См. Мейстерзингеры), светская хоровая полифоническая П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., Гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы (См. Протестантский хорал) — таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европейских странах.
         Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Са ира» («Çа ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, — французские «Интернационалы», польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П. неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П., как «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»). Особый подъём русской революционной П. начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П. революционная П. послужила одним из истоков советской массовой П. (термин «массовая П.» возник в послереволюционные годы). Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941—45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры — романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А. В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые П. получили распространение и за рубежом.
         С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).
         Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., которая зачастую связана с Джазом.
         С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции «шансонье» — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня — эстрадная и массовая — очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние «массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи.
         Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1—4, СПБ, 1770—74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1—2, М., 1917—29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902; Песни русских рабочих, М.— Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.
         Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05; Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.— Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.— Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.— Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gött., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.
         В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "Песня" в других словарях:

  • Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… …   Литературная энциклопедия

  • песня — См. песнь затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. песня песнь, песнопение, песнопения, гомофония, песенка, распев,… …   Словарь синонимов

  • ПЕСНЯ — «Песня душа народа», слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные,… …   Музыкальный словарь

  • Песня —     ПЕСНЯ. Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретическую песню б) народную песню и в) песню индивидуальную, так наз. искусственную.     Первобытная… …   Словарь литературных терминов

  • ПЕСНЯ — ПЕСНЯ, и, род. мн. песен, жен. 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню). 2.… …   Толковый словарь Ожегова

  • песня — беззаботная (Никитин, Скиталец); «Бескрылая, как пленная птица» (Фет); безотрадная (Ратгауз); беспечная (Ратгауз); бесшабашная (Гусев Оренбургский); благовестная (Мей); бойкая (Богданов, Мельн. Печерский); бодрая (Федоров); больная (Фет); буйная… …   Словарь эпитетов

  • ПЕСНЯ — Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • песня — песня, род. мн. песен и песнь, род. мн. песней. В знач. «словесно музыкальное произведение для пения» песня и устарелое песнь. Русские народные песни. В знач. «глава эпической поэмы и раздела Ветхого завета; название некоторых произведений… …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ПЕСНЯ — род словесно музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию лирические, патриотические,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • песня́р — песняр, а; мн. песняры, ов …   Русское словесное ударение

  • песня-94 — песня 94, песни 94 …   Орфографический словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»