Переменный лад это:

Переменный лад
        лад, в котором функция устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда), а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).
         Понятие П. л. применяется обычно к первому типу (хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй — собственно переменно-ладовым). Понятие и термин «П. л.» были впервые предложены русским музыкальным теоретиком Б. Л. Яворским. П. л. распространены в народной музыке, в частности в русской. Относительная непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции — в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой, либо в слиянии двух или нескольких тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или нескольких красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, «Иван Сусанин», 1-е действие, хор «Лёд реку в полон забрал»). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. л.— параллельно-переменном ладе, часто встречающемся в русских народных песнях:
         Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная его трактовка — см., например, отрывок из 2-го действия оперы «Князь Игорь» Бородина:
        Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная его трактовка — см., например, отрывок из 2-го действия оперы «Князь Игорь» Бородина:
        
         Лит.: Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1—2, М., 1930; Вахромеев В. А., Ладовая структура русских народных песен, М., 1968; Способин И. В. Лекции по курсу гармонии, М., 1969.
         Ю. Н. Холопов.
        Илл. к ст. Переменный лад.
        Илл. к ст. Переменный лад.
        Илл. к ст. Переменный лад.
        Илл. к ст. Переменный лад.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Переменный лад" в других словарях:

  • ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — лад, в котором функцию устоя поочередно выполняют различные тоны одного звукоряда, а также лад, звукоряд которого меняется при неизменном устое. Переменный лад распространен в народной музыке, в частности в русской …   Большой Энциклопедический словарь

  • переменный лад — лад, в котором функцию устоя поочерёдно выполняют различные тоны одного звукоряда, а также лад, звукоряд которого меняется при неизменном устое. Переменный лад распространён в народной музыке, в частности в русской. * * * ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД… …   Энциклопедический словарь

  • Переменный лад —         лад, в к ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).         Понятие П. л. применяется обычно к первому из… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Параллельные тональности —         в диатонич. системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем… …   Музыкальная энциклопедия

  • параллельные тональности — (муз.), две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, например ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно переменный лад или… …   Энциклопедический словарь

  • Фламенко —         правильнее канте фламенко (испап. cante flamenco), обширная группа песен и танцев Юж. Испании и особый стиль их исполнения. Слово Ф. из жаргона 18 в., этимология его не установлена несмотря на многочисл. науч. изыскания. Известно, что в… …   Музыкальная энциклопедия

  • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ — в музыке две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно переменный лад или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Параллельные тональности —         в диатонической системе мажора и минора две тональности противоположного наклонения, имеющие один и тот же звукоряд (одинаковые знаки при ключе); тонические трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем… …   Большая советская энциклопедия

  • Модуляция —         (от лат. modulatio размеренность) смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат… …   Музыкальная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»