Первичные и вторичные качества

Первичные и вторичные качества
        гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р. Бойлем (См. Бойль) и получившие широкую известность после «Опыта о человеческом разуме» (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой схоластике (См. Схоластика), например у Альберта Великого (См. Альберт Великий)). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количественные характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,— это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.
         Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17—18 вв., было непосредственно связано с атомистическим и механистическим миропониманием. Г. Галилей (См. Галилея) относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и движение. Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими механистическими принципами, как абстрагирование от качественной разнородности материи, выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних объектов.
         Неспособность философии 17—18 вв. решить поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций Агностицизма, Д. Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В конце 19—20 вв. эти идеалистические взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, Неореализма и Неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.
         Л. А. Ляховецкий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Первичные и вторичные качества" в других словарях:

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — теоретико познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии… …   Философская энциклопедия

  • первичные и вторичные качества —         ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия этим качествам. Это… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — термины теории познания 17 18 вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества протяженность, величина, объем, фигура и др.; вторичные, или субъективные, цвет,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • первичные и вторичные качества — термины теории познания XVII XVIII вв., употреблявшиеся для различения качеств вещей по степени объективности. Согласно Дж. Локку, первичные, или объективные, качества  протяжённость, величина, объём, фигура и др.; вторичные, или субъективные, … …   Энциклопедический словарь

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — одна из гносеологических концепций Локка, выражающая особенность его дуализма. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел: движение, протяженность, величина, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура,… …   Тематический философский словарь

  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА —         см. Первичные и вторичные качества. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА …   Философская энциклопедия

  • ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — в философии см. Первичные и вторичные качества …   Большой Энциклопедический словарь

  • вторичные качества — (филос.), см. Первичные и вторичные качества. * * * ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, в философии см. Первичные и вторичные качества (см. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА) …   Энциклопедический словарь

  • Вторичные качества —         в философии, см. Первичные и вторичные качества …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — термин теории познания механистического материализма, введенный Р. Бойлем и распространенный Локком, ранее встречался еще у Аристотеля, а затем у ср. век. схоластов, напр. Альберта фон Больштедта, означая чувственно осязательное . Локк понимает… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»