Педагогические общества

Педагогические общества
        добровольные объединения педагогов — учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.
         В России первые П. о. появились во 2-й половине 19 в. в условиях подъёма общественно-педагогического движения. Основанное в 1860 Петербургское П. о. объединяло передовых педагогов для разработки проблем народного просвещения, направленных на преобразование содержания, методов и организации обучения и воспитания в школе. Создателями и активными членами П. о. были П. Г. Редкий, К. Д. Ушинский, А. А. Чумиков, Н. Х, Вессель, В. И. Водовозов, А. С. Воронов. И. И. Паульсон, Д. Д. Семёнов, В. Я. Стоюнин, Ф. Г. Толль и др. В 1869 П. о. было официально признано Министерством народного просвещения. В 1876—77 общество издавало ежемесячный журнал «Педагогическая летопись». Его члены организовывали педагогические курсы, созывали педагогические съезды; для учителей были открыты библиотека и ссудосберегательная касса. В 1879 П. о. было закрыто правительством как «вредная организация». В 1898 группа прогрессивных учёных создала П. о. при Московском университете. В работе П. о. участвовали П. Г. Виноградов, Н. А. Умов, Д. Н. Анучин, Н. Д. Зелинский, А. П. Сабанеев, В. И. Герье и др. Его деятельность носила либерально-буржуазный характер. Подъём общественного движения накануне Революции 1905—07 обусловил размежевание членов общества, к руководству пришла группа большевиков — И. И. Скворцов-Степанов, М. Н. Покровский, С. И. Мицкевич. Правление П. о. добивалось профессионального объединения учителей, использовало общество для легальной революционной пропаганды. П. о. содействовало разработке наиболее актуальных общественно-педагогических проблем: совместное обучение, перестройка содержания и методов работы в школе, подготовка учителей и др.; по инициативе общества проведено несколько съездов по народному образованию. При П. о. функционировали музей, библиотека, лекционное бюро. В 1907 по решению правительства П. о. было закрыто. В начале 20 в. П. о. были созданы в Казани (1900, при университете), Юрьеве (ныне Тарту, 1909), Томске (1910). Разработкой вопросов дошкольной педагогики и содействием учреждениям по дошкольному воспитанию занимались Фребелевские общества (первое в Петербурге с 1871).
         П. о. в СССР. В 1929 при Коммунистической академии было организовано общество педагогов-марксистов. Среди учредителей — Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, Я. Б. Гамарник, М. Н. Покровский, Н. А. Семашко, С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, М. С. Эпштейн, Л. Р. Менжинская и др. Направления деятельности общества: развитие марксистской педагогики, критическое изучение зарубежного педагогического опыта, борьба с реакционными буржуазными педагогическими учениями, пропаганда марксистско-ленинских идей в области культуры и народного образования. Филиалы действовали в областных центрах, при высших и средних специальных учебных заведениях, крупных школах и др. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) деятельность общества была направлена на оказание методической помощи учителям, на совершенствование содержания учебных программ. Общество существовало до 1935. В 1960 постановлением Совета Министров РСФСР создано П. о. РСФСР — научно-педагогическая общественная организация, призванная содействовать проведению в жизнь мероприятий КПСС и Советского правительства в области теории и практики обучения и коммунистического воспитания детей и молодёжи. На местах организованы районные (городские), областные, краевые и республиканские (автономные) отделения, которые имеют сеть первичных организаций в учебных заведениях, научных и методических центрах, органах народного образования и др. На 1 января 1973 П. о. (72 областных, краевых и республиканских отделения) объединяло свыше 800 тыс. членов. Среди коллективных членов П. о. общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные учреждения, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, предприятия, колхозы и др. Высший орган П. о.— съезд, созываемый не реже 1 раза в 4 года; съезд избирает Центральный совет, стоящий во главе П. о. При Центральном совете и местных отделениях на общественных началах создаются секции, лаборатории, институты и др. творческие объединения, которые организуют и проводят конференции, симпозиумы, педагогические чтения и др. Материалы этих научно-практических мероприятий издаются в виде книг и брошюр. В 60-е гг. П. о. созданы на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Армении и Азербайджане.
         П. о. существуют также в ряде др. социалистических стран (Венгрии, Югославии, Чехословакии).
         Г. С. Цовьянов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Педагогические общества" в других словарях:

  • Общества педагогические и просветительные —     общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные …   Педагогический терминологический словарь

  • Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России — В России до 1917 обществ. пед. орг ции можно условно разделить на 3 осн. типа: просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. его видов; науч. педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. практики; проф.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — образовательные учреждения среднего профессионального образования (сюда относятся также педагогические лицеи и колледжи), обеспечивающие кадровые потребности дошкольных учреждений, начальной и основной средней школы; имеют статус юридического… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — совокупность теоретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленными традициями, возможностями (материальными, кадровыми и …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Педагогические чтения —         периодически проводимые совещания педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. В СССР… …   Большая советская энциклопедия

  • Журналы педагогические —     В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… …   Педагогический терминологический словарь

  • Психолого-педагогические принципы управления персоналом ПОО — Управлению объективно присущи закономерности и его эффективное осуществление не терпит произвольных «телодвижений». Поэтому управление должно строиться природосообразно, т.е. в полном соответствии с объективными закономерностями. Наиболее важные… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Фребелевские общества —         в России, общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фребеля (См. Фребель). Создавались с 70 х гг. 19 в. в ряде крупных городов Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Тбилиси и др. Ф. о. открывали… …   Большая советская энциклопедия

  • Музеи педагогические —     учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики.    В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»