Педагогическая психология

Педагогическая психология
        отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения (См. Обучение) и воспитания (См. Воспитание). П. п. тесно связана как с общей и детской психологией (См. Психология), так и с педагогикой (См. Педагогика). Наиболее типичным методом исследования для П. п. является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.
         П. п. как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19—20 вв. (в 1906—16 проведено 5 всероссийских съездов по проблемам П. п.), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение П. п. как самостоятельной отрасли психологии.
         П. п. включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения.
         Исследования по П. п. имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.
         Лит.: Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.— Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А., М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7—9.
         Л. И. Божович.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Педагогическая психология" в других словарях:

  • педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания учащихся, формирования мышления, а также управления усвоением знаний, приобретением навыков и умений. П. п. выявляет психологические факторы,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса …   Большой Энциклопедический словарь

  • Педагогическая Психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения …   Психологический словарь

  • Педагогическая психология — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/20 марта 2012. Дата постановки к улучшению 20 марта 2012 …   Википедия

  • педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса. * * * ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие… …   Энциклопедический словарь

  • Педагогическая психология — отрасль психологической науки, изучающая особенности социализации и развития психики человека в условиях и под влиянием его участия в учебно воспитательной деятельности школы, училища, клуба и т.д. Педагогическая психология изучает психические… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • педагогическая психология — <...> Педагогическая психология <...> есть <...> наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами. [3.1, 46] см. поведение …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогическая психология —     отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Как самостоятельная область знания П.п. начала складываться в середине 19 в., а интенсивно развиваться с 80 х гг. 19 в. Термин П.п. был предложен П.Ф.Каптеревым в… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»