ОПОЯЗ

ОПОЯЗ
        Общество изучения поэтического языка, научное объединение, созданное в 1916—18 группой лингвистов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов). Доктрина О., представляющая собой разновидность «формального метода» (См. Формальный метод) в литературоведении, была подготовлена работами Шкловского («Воскрешение слова», 1914). Печатный орган — «Сборники по теории поэтического языка» (в. 1—6, 1916—23). В конце 10 — начале 20-х гг. к О. были методологически близки члены Московского лингвистического кружка (Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон), а также Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов.
         Теоретические установки О. отмечены полемическим отношением к эклектизму дореволюционной академической науки и вместе с тем — влиянием Акмеизма и Футуризма; опоязовцы стремились лишить поэзию того возвышенно-мистического ореола, который окружал её в глазах символистов. В литературе они усматривали «ремесло», формально-техническую деятельность, основанную на применении приёмов и средств, поддающихся «точному» изучению. Задача литературы — вызвать художественный эффект необычности («остранение»). На это рассчитаны литературно-художественные приёмы (их совокупность), используемые художником или литературным течением. С ослаблением действенности одних приёмов, становящихся привычными и превращающихся в шаблон («автоматизирующихся» для восприятия), возникает потребность в новых, и одна литературная система сменяется другой.
         Сферами интересов участников О. были теория поэтического языка и стиха (Поливанов, Якубинский, Брик; Эйхенбаум — «Мелодика русского лирического стиха», 1922; Тынянов — «Проблема стихотворного языка», 1924, 2 изд., 1965), сюжетосложение и строение романа (Шкловский — «О теории прозы», 1925), смена и эволюция жанров и течений. Благодаря применению сравнительно-типологического метода, новых лингвистических идей, статистических способов изучения опоязовцы накопили ряд ценных для филологии наблюдений и частных гипотез, пройдя сложный путь от механистического представления о произведении как «сумме» формальных приёмов до динамического понимания функциональной связи всех его компонентов, от учения о независимом литературном «ряде» до признания взаимосвязи его с др. культурными «рядами» (Ю. Тынянов — «Вопрос о литературной эволюции», 1927). Обстановка пооктябрьских лет, общение с В. В. Маяковским, С. М. Эйзенштейном и др. деятелями советского искусства содействовали продуктивной эволюции опоязовцев, их действенному участию в обсуждении проблем поэтики советской литературы и кино.
         Несмотря на субъективную воодушевлённость учёных О. идеей строительства новой культуры, подчинение литературы задаче выработки «обострённого» читательского восприятия связывало их доктрину с идеями модернистских течений в искусстве 10—20-х гг. Отражая установку на «самоценное» формально-художественное новаторство, подобный взгляд и в теории, и на практике объективно вёл к дегуманизации и деидеологизации искусства (см. Формализм в искусстве). Осознав это в ходе дискуссий, участники О. постепенно отказываются от формалистических установок. В конце 20-х гг. общество распалось.
         На Западе, где многие принципы О. (в значительной мере благодаря Якобсону) были усвоены Пражским лингвистическим кружком (См. Пражский лингвистический кружок), с середины 50-х гг. наблюдается новая волна интереса к идеям О. При этом закономерный интерес к творческим идеям и гипотезам О. зачастую используется для утверждения неоформалистических тенденций («Новая критика», некоторые разновидности Структурализма).
        
         Лит.: Жирмунский В., Задачи поэтики. К вопросу о «формальном» методе, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Энгельгардт Б. М., Формальный метод в истории литературы, Л., 1927; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928; Шкловский В., Жили‑были, М., 1966; Киселева Л. Ф., Кожинов В. В., Проблемы теории литературы и поэтики, в кн.: Советское лтературоведение за 50 лет, Л., 1968; Леонтьев А. А., Исследования поэтической речи, в кн.: Теоретич. проблемы советского языкознания, М., 1968; Бахтин М., К эстетике слова, в кн.: Контекст. 1973, М., 1974; Erlich V., Russian formalism. History‑Doctrine, ’s-Gravenhage, 1955.
         Г. М. Фридлендер.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОПОЯЗ" в других словарях:

  • ОПОЯЗ — (Общество изучения поэтического языка), научное объединение, созданное в Петрограде в 1916—18 группой петроградских и московских лингвистов, стиховедов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретиков и историков… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Опояз — «ОПОЯЗ» (Общество изучения теории поэтического языка) общее название организаций русских буржуазных лингвистов и литературоведов, существовавших в 1914 1923 в Москве и Петербурге. «О.» ставил целью исследование проблем литературоведения с точки… …   Литературная энциклопедия

  • ОПОЯЗ — Общество изучения поэтического языка Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998. ОПОЯЗ («Общество по изучению поэтического языка») Создано в 1916 г. в Петербурге представителями формального метода в литературоведении. В ОПОЯЗ входили ученые, ранее …   Энциклопедия культурологии

  • ОПОЯЗ — (Общество изучения поэтического языка), русская ветвь формального метода в литературоведении (середина 1910 х середина 1920 х гг.). Ориентируясь на лингвистику, культивировал точное изучение формальных приёмов и средств, растворяя анализ… …   Современная энциклопедия

  • ОПОЯЗ — (Общество изучения поэтического языка) русская ветвь формального метода в литературоведении сер. 1910 х сер. 20 х гг. Ориентируясь на лингвистику, культивировал точное изучение формальных приемов и средств, растворяя анализ содержания в поэтике… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОПОЯЗ —       (Общество изучения поэтического языка), научное объединение, созданное в Петрограде в 1916 18 группой петроградских и московских лингвистов, стиховедов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретиков и историков …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • ОПОЯЗ —   [опояз], а, м.   Общество изучения теории поэтического языка. АГС, 283 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • ОПОЯЗ — Общество изучения теории поэтического языка организация …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ОПОЯЗ — (Общество изучения поэтического языка), русская ветвь “формального метода” в литературоведении (середина 1910 х середина 1920 х гг.). Ориентируясь на лингвистику, культивировал “точное” изучение формальных приёмов и средств, растворяя анализ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПОЯЗ — (Общество по изучению поэтического языка)  научное общество, основанное в 1916 в Петрограде при участии В. Б. Шкловского, О. М. Брика, Е. Д. Поливанова, Р. О. Якобсона, Л. П. Якубинского и других. Не имело формальной организационной структуры, но …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ОПОЯЗ — (общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка)  научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов  представителей так называемой «формальной школы» и …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»