Новгородская школа это:

Новгородская школа
(2-я треть 12 — начале 16 вв.)
        одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (См. Киевская Русь) (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря (См. Юрьев монастырь), начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице (См. Нередица), 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге (См. Ладога), 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь (См. Фёдора Стратилата церковь), 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.
         Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.
         М. И. Андреев.
        Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
        Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
        «Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.
        «Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.
        Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.
        Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.
        «Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.
        «Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.
        «Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.
        «Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.
        «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
        «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
        «Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.
        «Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.
        Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
        Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
        Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
        Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
        Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.
        Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.
        Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
        Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Новгородская школа" в других словарях:

  • Новгородская школа —         одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный… …   Художественная энциклопедия

  • НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА — (2 я треть 12 нач. 16 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новгородская школа — (вторая треть XII  начало XVI вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества Новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объёмов.… …   Энциклопедический словарь

  • Новгородская школа древнерусского искусства — время сложения и расцвета 12 15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117 19); …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Школа в искусстве —         художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (например,… …   Художественная энциклопедия

  • Новгородская улица (Москва) — Новгородская улица Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ …   Википедия

  • Новгородская область — область в Сев. Зап. экон. районе, пл. 55,3 тыс. км². Образована в 1944 г., адм. центр Новгород; др. крупные города: Старая Русса и Боровичи. Зап. ч. пониженная, занята плоской заболоченной Приильменской низм., в центре которой находится оз.… …   Географическая энциклопедия

  • Новгородская губерния — I принадлежит к приозерной области Европ. России и расположена между 57°20 и 61°12 с. ш. и между 0°5 з. и 9°40 в. д. (по Пулковскому мер.), на водоразделе морей Балтийского, Белого и Каспийского. Наибольшее ее протяжение с СВ на ЮЗ около 900 в.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Псковская школа —         одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы (См. Плинфа) и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы …   Большая советская энциклопедия

  • Городцы (Новгородская область) — Деревня Городцы Страна РоссияРоссия …   Википедия

Книги

  • Всё о православии, Никитин Валентин Арсентьевич. Автор первой посмертной биографии Святейшего Патриарха Алексия II, известный богослов и историк церкви Валентин Никитин посвятил свой новый труд более чем тысячелетней истории православия в… Подробнее  Купить за 156 руб
  • Все о православии, Валентин Никитин. Автор первой посмертной биографии Святейшего Патриарха Алексия II, известный богослов и историк церкви Валентин Никитин посвятил свой новый труд более чем тысячелетней истории православия в… Подробнее  Купить за 89 руб
  • Все о православии, Валентин Никитин. Автор первой посмертной биографии Святейшего Патриарха Алексия II, известный богослов и историк церкви Валентин Никитин посвятил свой новый труд более чем тысячелетней истории православия в… Подробнее  Купить за 88.9 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»