Нидерландская школа это:

Нидерландская школа
        творческое направление в музыке 15—16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических и распространившееся в странах Западной Европы (другие название — франко-фламандская, бургундская и фламандская). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии (См. Полифония) и подытожила развитие английского и французского вокального многоголосия 9 — начала 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художественных достижений и народных традиций передовой музыкальной культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундская школа, остальные — фламандские), И. Окегемом (служил при французском дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Северной Франции) и О. ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов Н. ш., работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии), — Х. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф., ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, Н. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс -«не папа», Ф. Вердело, Ф. де Монте, К. де Роре, П. де ла Рю. Н. ш. разработала универсальные принципы полифонического развития — сквозную имитацию (См. Имитация) и сложный Контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрических преобразованиях мотивов. Главный «твёрдый напев» (Кантус фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею «единства в многообразии» (философское представление о мироздании). Мастера Н. ш. развивали вокальную полифонию так называемого строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церковную и светскую музыку — мессы (См. Месса), Мотеты, Мадригалы, полифонические песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в. — иногда и инструментальные пьесы. Высшее достижение Н. ш. — жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворенно-философская созерцательность и сложные «звуковые архитектуры» месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, мужских фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерландских живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и народная основа светской музыки Н. ш. запечатлела ренессансное богатство человеческих чувств. Художественные достижения Н. ш. были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религиозно-философского искусства с гуманистической живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художественной мысли Возрождения. Многие музыканты Н. ш. были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их «загадочные», Каноны (с иносказаниями для разгадок — вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразительной эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных народных мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразительные средства, разработанные Н. ш., открыли пути будущему развитию инструментальной музыки, но как стилевое явление Н. ш. завершила период многовекового господства церковных вокально-хоровых жанров и религиозного мировоззрения в музыкальном искусстве Европы. Многие художественные принципы Н. ш. сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония).
        
         Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч, 2, М., 1941, с. 305—468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959; Wolff Н. Chr., Die Musik der alten Niederländer, Lpz., 1956.
         Л. Г. Бергер.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Нидерландская школа" в других словарях:

  • Нидерландская школа — Нидерландская школа, предпочтительно франко фламандская школа термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов Эно, Брабанта и Фландрии, работавших …   Википедия

  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан …   Современная энциклопедия

  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — (франко фламандская школа) направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. Представители. Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нидерландская школа — (бургундская, фламандская, франко фламандская школа), направление в музыке 15 16 вв., сложившееся на территории исторических Нидерландов. Главные представители: Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. С Нидерландской школой связан …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА — – нидерландские мастера контрапункта, едва ли не впервые создавшие музыкальное искусство (срв. Английская школа) и во всяком случае впервые достигшие в нем технического мастерства и доведшие его до такого процветания, перед которым мы и… …   Музыкальный словарь Римана

  • нидерландская школа — (франко фламандская школа), направление в музыке XV XVI вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии так называемого строгого стиля. Представители  Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт …   Энциклопедический словарь

  • Нидерландская школа —         ведущее творч. направление в вок. хор. полифонии 15 16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев. Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко фламандской. Н.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нидерландская школа — (1400 1600) группа композиторов, в среде которой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация, канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XV ст.),… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нидерландская — школа (1400 1600) группа композиторов, в средекоторой развился контрапункт и контрапунктические формы (имитация,канон), фуга. В Риме Н. школа породила римскую, в Венеции венецианскую. Представитель Н. школы первого периода Дюфе (начало XVст.),… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»