Немирович-Данченко Владимир Иванович

Немирович-Данченко Владимир Иванович
Немирович-Данченко Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, ‒ 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876‒79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, ‒ «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров ‒ «Драма за сценой» (1896), нравам прессы ‒ «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д. (в 1891‒1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского, причём Н.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова ‒ «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Н.-Д. способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Г. Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию «Юлий Цезарь» Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. ‒ мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора ‒ убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Л. Н. Андреева).

Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра ‒ носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» ‒ в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе». Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 ‒ Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Бизе, «Травиата» Верди, «Катерина Измайлова» Шостоковича, «В бурю» Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.


Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1‒2, М., 1952‒54; Пьесы, М., 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].


Лит.: Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. ‒ Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.

Б. П. Ростоцкий.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Немирович-Данченко Владимир Иванович" в других словарях:

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — Владимир Иванович Немирович Данченко Владимир Иванович Немирович Данченко (11 (23) декабря 1858, Озургеты в Грузии  25 апреля 1943, Москва)  русский драматург и режиссёр, основатель МХТ. Брат писателя Василия Ивановича Немировича Данченко.… …   Википедия

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — Владимир Иванович Немирович Данченко. НЕМИРОВИЧ ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858 1943), режиссер, педагог, театральный критик, писатель, драматург. Один из реформаторов русского театра. В 1898 основал с К.С. Станиславским Московский… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — талантливый драматический деятель и беллетрист, брат предыдущего. Родился в 1858 г.; образование получил в Московском университете. Еще в бытность студентом состоял театральным критиком в Русском Курьере . Был членом московского литературно… …   Биографический словарь

  • НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович — (1858 1943) режиссер, народный артист СССР (1936). Брат Василия Ивановича Немировича Данченко. С 1970 х гг. критик, с 80 90 х гг. писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Немирович-Данченко, Владимир Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Немирович Данченко. Владимир Иванович Немирович Данченко Дата рождения: 11 (23) декабря 1858(1858 12 23 …   Википедия

  • Немирович-Данченко, Владимир Иванович — талантливый драматург и беллетрист, брат Василия Ивановича Н. Д.; род. в 1858 г.; образование получил в тифлисской гимназии и московском университете, литературой стал заниматься еще в бытность студентом и был театральным критиком в "Русском …   Большая биографическая энциклопедия

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — (1858 1943), режиссёр, народный артист СССР (1936). Брат Василия Ивановича Немировича Данченко. С 1870 х гг. критик, с 80 90 х гг. писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский …   Энциклопедический словарь

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — В. И. Немирович Данченко. Немирович Данченко Владимир Иванович (1858, Озургеты, Грузия, — 1943, Москва), режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра, народный артист СССР (1936). В 1876—79 учился на физико… …   Москва (энциклопедия)

  • НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович — (1858—1943), русский писатель; режиссер, народный артист СССР (1936). Ром. «На литературных хлебах» (1891), «Старый дом» (1895), «Губернаторская ревизия» (1896), «В степи» (1897), «Пекло» (1898, незаконч.). Пов. «Банкоброшница. Из жизни на… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Немирович-Данченко Владимир Иванович — (1858 1943) писатель, драматург, театральный деятель, педагог. Крупнейший реформатор русского театра, в 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. (1858 1938), урожд. баронесса Корф его жена …   Словарь литературных типов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»