Натуральные лады это:

Натуральные лады
        в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней — хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской музыке. К ним принадлежат следующие (полные и неполные) лады: эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, редко встречающийся локрийский, а также переменные диатонические лады и все виды ангемитонной пентатоники (См. Пентатоника).
         Названия основных диатонических Н. л. были заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, однако эти лады не соответствуют по структуре имеющим те же названия древнегреческим диатоническим ладам (см. Древнегреческие лады).
         Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Например, миксолидийский отличается просветленным минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т.п. В 19—20 вв. различные композиторы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют Н. л. и опирающуюся на них натуральную гармонию в связи с особыми выразительными задачами и в колористических целях. Понятие Н. л. условно. Слово «натуральный» означает «данный природой», «естественный». Однако, если для европейской музыки натурален диатонизм, составляющий её ладовую основу, в восточных музыкальных культурах столь же природными, т. е. натуральными, являются и лады, включающие недиатонические интервалы, например увеличенную секунду.
         Лит.: Тюлин Ю., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Котляревський I., Дiaтонika i хроматика як категорiï музичного мислення, Киïв, 1971.
         Ю. Н. Холопов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Натуральные лады" в других словарях:

  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. Диатоника), распространенных в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре …   Большой Энциклопедический словарь

  • натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Натуральные лады — (от лат. natura природа, естество) в русской теории музыки лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин возник из (ныне устаревшего) резкого противопоставления профессиональной и «естественной» (читай «народной»)… …   Википедия

  • Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …   Музыкальная энциклопедия

  • Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гипо-лады —         диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • лад — а ( у), предлож. о ладе, в ладу; мн. лады; м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что л. на свой лад (своим способом, по своему образцу …   Энциклопедический словарь

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»