Мочалов Павел Степанович это:

Мочалов Павел Степанович
Мочалов Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, ≈ 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца ≈ видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра ≈ С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 ≈ Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций ≈ «Гораций»), Вольтера (Танкред ≈ «Танкред»), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал ≈ «Фингал»; Димитрий Донской ≈ «Димитрий Донской») были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «⌠Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. ≈ Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268≈69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.


Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. ≈ Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], М., 1953; Дмитриев Ю., Мочалов ≈ актёр-романтик, М., 1961.

═ Т. М. Родина.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мочалов Павел Степанович" в других словарях:

  • Мочалов Павел Степанович — (1800 48), рус. актер. Дебютировал в 1817 на моск. сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился как «первый романтич. любовник» и «герой» драмы «Бури и натиска». Актер бурного темперамента, захватывающий зрителя силой чувства и страсти. А. И.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Мочалов Павел Степанович — Мочалов, Павел Степанович знаменитый трагик (1800 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства… …   Биографический словарь

  • МОЧАЛОВ Павел Степанович — (1800 48) российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет Гамлет ), Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд Разбойники , Коварство и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мочалов, Павел Степанович — знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером трагиком. М. не получил систематического образования. 17 ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мочалов, Павел Степанович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мочалов. Павел Степанович Мочалов …   Википедия

  • Мочалов Павел Степанович — (1800 1848), актёр, крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет  «Гамлет»), Ф. Шиллера (Карл Moop, Фердинанд  «Разбойники», «Коварство и… …   Энциклопедический словарь

  • Мочалов Павел Степанович — Павел Степанович Мочалов Мочалов в кругу почитателей Род деятельности: актёр Дата рождения …   Википедия

  • Мочалов Павел Степанович — (1800, Москва  1848, там же), актёр. Из семьи актёров, в прошлом крепостных, Степана Фёдоровича и Авдотьи Ивановны (играли в домашнем театре Н.Н. Демидова на Воронцовом поле). В 1816 окончил пансион. Занимался драматическим искусством под… …   Москва (энциклопедия)

  • Мочалов Павел Степанович — знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером трагиком. М. не получил систематического образования. 17 ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мочалов, Павел Степанович — Смотри также (1800 1848). Артист моск. императ. театров …   Словарь литературных типов

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»