Монада

Монада
(от греч. monás, родительный падеж monа́dos — единица, единое)
        понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено Пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог «Филеб»), а от Платона — в Неоплатонизм, где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации (См. Эманация).
         В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского (См. Николай Кузанский) и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница, разработавшего специальное учение о М. — «монадологию». По определению Лейбница, М. — это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония). Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, «монадология» Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия — США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей Персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).
        
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67—76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. — Münch., 1965.
         Г. Г. Майоров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Монада" в других словарях:

  • МОНАДА — (от греч. monas, род. п. monados единица, единое) понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей… …   Философская энциклопедия

  • МОНАДА — (греч. monas единица). По системе Лейбница: простое существо, неделимое, неизменяемое, из которого состоят все другие существа; простейшее из одушевленных существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монада — ы, ж. monade f. <гр. monas (monados единица, неделимое. 1. Отдельная частица, единица чего л. БАС 1. Вот основание системы о монадах, .. хотя она ныне уже не в такой славе, в какой прежде была. Эйлер. // Веселитский 26. Прочтя ученых бредней… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Монада —  Монада  ♦ Monada    Духовная единица (monas). Термин «монада» сегодня употребляется исключительно в контексте философии Лейбница. Монада есть «простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей»… …   Философский словарь Спонвиля

  • МОНАДА — (от греческого monas, родительный падеж monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно;… …   Современная энциклопедия

  • МОНАДА — (от греч. monas род. п. monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОНАДА — (греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и… …   История Философии: Энциклопедия

  • МОНАДА — (греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и… …   Новейший философский словарь

  • монада — единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль) См …   Словарь синонимов

  • Монада — (от греческого monas, родительный падеж monados единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МОНАДА — МОНАДА, монады, жен. (греч. monas, букв. единство). 1. У древних математиков единица. 2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). || В идеалистической философии Лейбница одна из непротяженных, неделимых… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»