Мольер это:

Мольер
(Molière)
        (псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, — 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М. создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», М. выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.
         М. родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с несколькими актёрами и любителями «Блистательный театр». Но слабый в драматургическом отношении устарелый репертуар привёл к краху нового начинания, и М. с товарищами был вынужден покинуть Париж. Актёры стали выступать в провинции перед демократической аудиторией, для которой М. начал сочинять небольшие весёлые комедии в духе народного фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий М. — «Шалый» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная досада» (пост. 1656, изд. 1663) — основаны на итальянских пьесах, существенно переработанных драматургом. В «Шалом» создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего народный ум, энергию и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии М. и открыл в ней галерею образов слуг. Успех М. и его труппы в провинции (1645—58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль, данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это определило судьбу театра. Комедии М., начиная с пьесы «Смешные жеманницы» (пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократическому прециозному искусству, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологических переживаний, социальной сатирой и гуманистической моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой «высокой комедии» М. — «Школе жён» (пост. 1662, изд. 1663), в центре которой — образ деспотического буржуа, сторонника собственнической патриархальной морали Арнольфа. «Школа жён», имевшая огромный успех у демократического зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актёров. В ответ М. поставил на сцене две короткие пьесы — «Критика ''Школы жён''» (пост. и изд. 1663) и «Версальский экспромт» (пост. 1663, изд. 1682); в них он выразил свои эстетические взгляды.
         Дарование М. достигло расцвета в комедиях «Тартюф» (пост. 1664 и немедленное её запрещение: пост. и изд. 1669), «Дон Жуан» (пост. 1665, изд. 1683), «Мизантроп» (пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации. В. Г. Белинский писал, что М. в «Тартюфе» смог «...страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества...» (Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за «Тартюфа» длилась пять лет. Враги М. добились снятия со сцены комедии «Дон Жуан», с её резкой критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного зла содержит комедия «Мизантроп», герой которой Альцест гневно осуждает пороки господствующих сословий. Решительность, бескомпромиссность М. особенно ярко проявлялись в характерах людей из народа — деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа. Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комическая страсть господина Журдена стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана («Мещанин во дворянстве», пост. 1670, изд. 1671; «Мнимый больной», пост. 1673, изд. 1674).
         При всей живости, эмоциональности творчества М. важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рационалистический метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М. отбирал черты, необходимые для изображения определённых типов и данной всепокоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении «Скупой» (пост. 1668, изд. 1669). Подняв французскую комедию до уровня большого искусства, М. сохранил её органическую связь с народным фарсом (например, «Проделки Скапена», пост. и изд. 1671).
         В России первые переводы комедий М. появились в начале 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие русские и советские актёры (И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский, Ю. М. Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Октябрьской социалистической революции комедии М. получили особую популярность и прочно вошли в репертуар советских театров. Острая сатирическая направленность и яркий оптимизм театра М. вызывают живой отклик у многонационального зрителя Советского Союза.
        
         Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., т. 1—4, М., 1965—67.
        
         Лит.: Мокульский С., Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935; Булгаков М., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Бояджиев Г., Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, [М., 1967]; его же, Мольер на советской сцене, М., 1971; Brisson P., Molière, sa vie dans ses ceuvres, P., 1942; Audiberti J., Moliе́re dramaturge, P., 1954; Romano D., Essai sur ie comique de Molière, Berne, 1960; «Europe», 1966, № 441—442 (№ посвящен Мольеру); Jurgens М., Maxfield-MiIIer E., Cent ans de recherches sur Molière, [P.], 1963; Brett V., Molière, Praha, 1967; Le petit Molière (1673—1973), P., 1973.
         Г. Н. Бояджиев.
        Мольер. Сцена из спектакля «Тартюф». Театр «Комеди Франсез». 1954.
        Мольер. Сцена из спектакля «Тартюф». Театр «Комеди Франсез». 1954.
        Мольер. «Мизантроп». 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше.
        Мольер. «Мизантроп». 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше.
        Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
        Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
        Мольер.
        Мольер.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мольер" в других словарях:

  • Мольер — (настоящая фамилия Поклен) Жан Батист (Jean Baptiste Poquelin, dit Moliere, 1622 1673) величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи,… …   Литературная энциклопедия

  • Мольер — (Жан Батист Поклен) (1622 1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства Бессильна с клеветой бороться добродетель. Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет. В любви притворство очень похоже на правду.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Мольер — Мольер. Портрет работы Н. Миньяра. 17 в. МОЛЬЕР (Moliere) (настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен) (1622 1673), французский комедиограф, актер, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мольер — (Moliere) (Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622 1673). Французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Сочетал традиции народного театра с достижениями классицизма, создал жанр социально бытовой комедии …   1000 биографий

  • мольер — а, м. Molière. В театральном обиходе название парика аллонж. Сыромятникова …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мольер — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • МОЛЬЕР — (Moliere; настоящее имя Жан Батист Поклен, Jean Baptiste Poquelin) МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля. (1622 1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому… …   Энциклопедия Кольера

  • «МОЛЬЕР» —         Роман. При жизни Булгакова не публиковался. Впервые: Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М.: Молодая гвардия, 1962 г. (серия «ЖЗЛ»). Название «Жизнь господина де Мольера», очевидно, было дано вдовой писателя Е.С. Булгаковой при… …   Энциклопедия Булгакова

  • Мольер — (Molière), настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен (1622 1673), французский комедиограф, актёр, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения… …   Энциклопедический словарь

  • МОЛЬЕР — (Molière) (наст. имя Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622—73), французский драматург, актер, театр. деятель. Комедии: в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная размолвка» (пост. 1656, изд. 1663), «Сганарель,… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Мольер. Комедии, Мольер. Киев, 1958 год. Державне видавництво художньоi лiтератури. Издательский переплет. Сохранность хорошая. На форзаце владельческая подпись. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Мольер. Комедии, Мольер. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер (1622-1673) занимает одно из самых видных мест. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Мольер. Комедии, Мольер. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер (1622-1673) занимает одно из самых видных мест. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по… Подробнее  Купить за 370 руб
Другие книги по запросу «Мольер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»