Мо-цзы это:

Мо-цзы
        Мо Ди (479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства (См. Конфуцианство), обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М.-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона М.-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии М.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.
         Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.
         Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.
         М. Л. Титаренко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мо-цзы" в других словарях:

  • Мо-цзы — кит. 墨翟 Дата рождения: ок. 470 Дата смерти: ок. 391 до н. э. Мо Ди (кит. 墨翟), или Мо цзы (кит. 墨子; ок. 470  ок. 391 до н. э.)  древнекитайский …   Википедия

  • Мо-Цзы — (ок. 470 ок. 391 до н.э.) древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения моизм на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве… …   Википедия

  • мо-цзы — МО ДИ Мо цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос во Лу (или гос во Сун), 376 (или 403, 392 и др.) до н.э. Мыслитель, политич. деятель, основатель филос. школы и орг ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. учение, во многом… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Мо-цзы — (Мо Ди) (479 400 до н. э.), древнекитайский философ. Противник конфуцианства. Взгляды Мо цзы и его учеников собраны в книге «Мо цзы». Основной тезис учения Мо цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде»  попытка своеобразного этического обоснования… …   Энциклопедический словарь

  • МО-ЦЗЫ —         Mo Ди (ок. 480 438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др. кит. мыслитель, политич. деятель, основатель моизма. Родился, по видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап. часть совр. про». Шань дун). Много путешествовал, излагая… …   Философская энциклопедия

  • “МО-ЦЗЫ” —     “МО ЦЗЫ” (“Мудрец Mo”) древнекитайский философский трактат 5 3 вв. до н. э., излагающий учение школы мо цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди. Нумерация и порядок глав “Мо цзы” определены в конце 1 в. до н. э. Лю Сяном. В 15 …   Философская энциклопедия

  • МО-ЦЗЫ — (Мо Ди) (479 400 до нашей эры), древнекитайский философ, противник конфуцианства. Взгляды Мо цзы и его учеников собраны в книге Мо цзы . Основной тезис учения Мо цзы о всеобщей любви и взаимной выгоде попытка своеобразного этического обоснования… …   Современная энциклопедия

  • МО-ЦЗЫ — (Мо Ди) (479 400 до н. э.) древнекитайский философ. Противник конфуцианства. Взгляды Мо цзы и его учеников собраны в книге Мо цзы . Основной тезис учения Мо цзы о всеобщей любви и взаимной выгоде попытка своеобразного этического обоснования идеи… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мо-Цзы — (Мо Ди) (479 400 до нашей эры), древнекитайский философ, противник конфуцианства. Взгляды Мо цзы и его учеников собраны в книге “Мо цзы”. Основной тезис учения Мо цзы о “всеобщей любви и взаимной выгоде” попытка своеобразного этического… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «МО-ЦЗЫ» — («Мудрец Mo») – древнекитайский философский трактат 5–3 вв. до н.э., излагающий учение школы мо цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы Mo Ди. Нумерация и порядок глав «Мо цзы» определены в конце 1 в. до н.э. Лю Сяном. В 15 в. трактат… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мо-цзы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»