Мейерхольд Всеволод Эмильевич это:

Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхольд Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, ‒ 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 ‒ на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли М. ‒ Треплев, Тузенбах («Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им «Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа М., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли («Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906‒07 М. был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), М. ставил уже иную задачу ‒ возрождение принципов «театра прошлых эпох»; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности М. в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920‒1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища». Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского, «Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.].

М. осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922‒24 М. был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек М. к работе в руководимом им оперном театре.

Творческие поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.


Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1‒2, М., 1968.


Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108‒16, 373‒407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1‒2, М. ‒ Л., 1929: Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920‒1926), Л., 1927; Алперс Б., Театр социальной маски, М. ‒ Л., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969].

Б. И. Ростоцкий.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мейерхольд Всеволод Эмильевич" в других словарях:

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Всеволод Эмильевич Мейерхольд. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 1940), режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов театра. В 1898 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской (Санкт… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — (1874 1940), сов. режиссер (см. также ст. Театр). 10 янв. 1915 поставил пьесу Л. «Два брата» на лермонт. вечере Лит. фонда. В 1916 спектакль возобновлен в Александринском театре; там же 25 февр. 1917 М. поставил «Маскарад». Позднее (1933 и 1938)… …   Лермонтовская энциклопедия

  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич — (10 февраля 1874, Пенза 2 февраля 1940, Москва), российский режиссер и актер, народный артист России (1923). В 1896 году Всеволод Мейерхолд оставил юридический факультет Московского университета и поступил на второй курс Музыкально драматическое… …   Энциклопедия кино

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — (1874—1940), режиссёр, актёр, народный артист РСФСР (1923). Член КПСС с 1918. В 1898—1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906—07 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской главный режиссёр Театра Комиссаржевской в Петербурге …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич — (1874 1940) российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923). Один из реформаторов театра. В 1898 1902 работал в Московском художественном театре (МХТ), затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Род. 28 января (9 февраля) 1874 г., в Пензе, ум. (расстрелян) 2 февраля 1940 г., в Москве. Режиссер новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики. Псевдоним Доктор Дапертутто. Ученик Вл. И. Немировича Данченко. На сцене с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич —       (1874 1940), режиссёр, актёр, народный артист РСФСР (1923). Член КПСС с 1918. В 1898 1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906 07 по приглашению В. Ф. Комиссаржевской главный режиссёр Театра Комиссаржевской в Петербурге, где… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Всеволод Мейерхольд Имя при рождении: Карл Казимир Теод …   Википедия

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — (1874 1940), режиссёр, актёр, педагог, народный артист Республики (1923). Один из реформаторов театра. В 1898 1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906 07 главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской (Санкт Петербург), развивал символистскую… …   Энциклопедический словарь

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич — В. Э. Мейерхольд и В. В. Маяковский на репетиции Бани . 1930. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза — 1940, Москва), режиссёр, актёр, народный артист Республики (1923). Учился на юридическом факультете , в Музыкально драматическом… …   Москва (энциклопедия)

Книги

Другие книги по запросу «Мейерхольд Всеволод Эмильевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»