Матричные игры

Матричные игры
        понятие игр теории (См. Игр теория). М. и. — игры, в которых участвуют два игрока (I и II) с противоположными интересами, причём каждый игрок имеет конечное число чистых стратегий (См. Стратегия). Если игрок I имеет m стратегий, а игрок II — n стратегий, то игра может быть задана (m × n)-maтрицей А = ||aij||, где aij есть выигрыш игрока I, если он выберет стратегию i (i = -1, ..., m), а игрок II — стратегию j (j = 1, ..., n). Следуя общим принципам поведения в антагонистических играх (См. Антагонистические игры) (частным случаем которых являются М. и.), игрок I стремится выбрать такую стратегию i0, на которой достигается
        ;
        ;
         игрок II стремится выбрать стратегию jo, на которой достигается
        ;
        ;
         Если υ1 = υ2, то пара (i0, j0) составляет седловую точку игры, то есть выполняется двойное неравенство
        
        ; i = 1, …, m; j = 1, …, n.
        Число i0, j0 называются оптимальным и чистыми стратегиями игроков I и II соответственно. Если υ1 ≠ υ2, то всегда υ1 < υ2; в этом случае в игре седловой точки нет, а оптимальные стратегии игроков следует искать среди их смешанных стратегий (то есть вероятностных распределений на множестве чистых стратегий). В этом случае игроки оперируют уже с математическими ожиданиями выигрышей.
         Основная теорема теории М. и. (теорема Неймана о минимаксе) утверждает, что в любой М. и. существуют оптимальные смешанные стратегии х*, у*, на которых достигаемые «минимаксы» равны (общее их значение есть значение игры). Например, игра с матрицей i0 = 2, j0 = 1, а значение игры равно 2; игра с матрицей х* = (3/4, 1/4), y* = (1/2, 1/2); значение игры равно 1/2.
         Для фактического нахождения оптимальных смешанных стратегий чаще всего используют возможность сведения М. и. к задачам линейного программирования (См. Линейное программирование). Можно использовать так называемый итеративный метод Брауна — Робинсон, состоящий в последовательном фиктивном «разыгрывании» данной игры с выбором игроками в каждой данной партии своих чистых стратегий, наилучших против накопленных к этому моменту стратегий оппонента. Игры, в которых один из игроков имеет только две стратегии, просто решить графически.
         М. и. могут служить математическими моделями многих простейших конфликтных ситуаций из области экономики, математической статистики, военного дела, биологии. Нередко в качестве одного из игроков рассматривают «природу», под которой понимается вся совокупность внешних обстоятельств, неизвестных принимающему решения лицу (другому игроку).
        
         Лит.: Матричные игры. [Сборник переводов], под редакцией Н. Н. Воробьева, М., 1961; Нейман Дж. фон, Моргенштерн О., Теория игр и экономическое поведение, перевод с английского, М., 1970; Оуэн Г., Теория игр, перевод с английского, М., 1971.
         А. А. Корбут.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Матричные игры" в других словарях:

  • Матричные игры — [matrix games] класс антагонистических игр, в которых участвуют два игрока, причем каждый игрок располагает конечным числом стратегий. Если один игрок имеет m стратегий, а второй   n, то можно построить матрицу игры размерностью  m х n.  М.и.… …   Экономико-математический словарь

  • матричные игры — Класс антагонистических игр, в которых участвуют два игрока, причем каждый игрок располагает конечным числом стратегий. Если один игрок имеет m стратегий, а второй n, то можно построить матрицу игры размерностью m х n. М.и. могут иметь седловую… …   Справочник технического переводчика

  • Матричные игры — В математике под матричными играми понимается игра двух лиц с нулевой суммой, имеющих конечное число стратегий. Выигрыш определяется матрицей игры (матрицей платежей), она же является Нормальной формой игры. Матричная игра и линейное… …   Википедия

  • Антагонистические игры — (матем.)         понятие теории игр (см. Игр теория). А. и. игры, в которых участвуют два игрока (обычно обозначаемые I и II) с противоположными интересами. Для А. и. характерно, что выигрыш одного игрока равен проигрышу другого и наоборот,… …   Большая советская энциклопедия

  • Игра — [game] формализованное описание (модель) конфликтной ситуации[1], включающее четко определенные правила действий участников (игроков), добивающихся выигрыша в результате принятия той или иной стратегии. Это основное понятие теории игр удобно… …   Экономико-математический словарь

  • игра — матч Две команды, играющие определенное количество эндов с целью выявления победителя. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] игра Формализованное описание (модель) конфликтной ситуации[1],… …   Справочник технического переводчика

  • ИГР ТЕОРИЯ — раздел математики, предметом которого является анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Возникнув из задач классической теории вероятностей, теория игр превратилась в самостоятельный раздел в 1945 1955. Таким образом, теория игр… …   Энциклопедия Кольера

  • Игр теория —         раздел математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. При этом под конфликтом понимается явление, в котором участвуют различные стороны, наделённые различными интересами и возможностями выбирать …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ИГР — теория матем. моделей принятия решений в условиях неопределенности, когда принимающий решение субъект ( и г p о к ) располагает информацией лишь о множестве возможных ситуаций, в одной из к рых он в действительности находится, о множестве решений …   Философская энциклопедия

  • М — Магистраль [turnpike] Мажоритарный акционер (Majority shareholder) Мажоритарная доля собственности (majority interest) Мажоритарный контроль (majority control) …   Экономико-математический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»