Мантенья Андреа

Мантенья Андреа
Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, ‒ 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?) ‒ 1448]. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства М. имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой. М. вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449‒55; в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457‒59, хранится там же, отдельные части ‒ в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют кристаллические скалистые образования, М. и в окружающей среде выявляет героическое начало. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с «Триумфом Цезаря» (1485‒88, 1490‒92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д▓Эсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж, и другие), цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон, и другие). Графические работы М. (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов; чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.


Лит.: 3намеровская Т. П., Андреа Мантенья, Л., 1961; Лазарев В. Н., Мантенья, в его книге: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 201‒270; Kristeller P., A. Mantegna, B. ‒ Lpz., 1902; Fiocco G., Mantegna, Mil., 1937; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., Andrea Mantegna, Mil., 1961.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мантенья Андреа" в других словарях:

  • Мантенья Андреа — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок …   Википедия

  • Мантенья Андреа —         (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе (1441(?) 48). Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи …   Художественная энциклопедия

  • Мантенья, Андреа — Запрос «Мантенья» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мантенья, Андреа …   Википедия

  • Мантенья Андреа — (Mantegna) (1431 1506), итальянский живописец и гравёр. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм,… …   Энциклопедический словарь

  • Мантенья, Андреа — Андреа Мантенья. Моление о чаше . МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431 1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАНТЕНЬЯ Андреа — (Mantegna, Andrea) (ок. 1431 1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной,… …   Энциклопедия Кольера

  • Мантенья, Андреа — (1431 1506) ит. живописец и гравер, представитель Раннего Возрождения. Родился в Изола ди Картура (близ Падуи) в семье плотника, учился живописи у приемного отца, живописца Франческо Скварчоне, знатока античности, археолога. Пробыл в его… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Мантенья Андреа — (Mantegna, 1431 1506) знаменитый итал. живописец и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он был приемный сын и ученик Фр. Скварчоне; подготовившись под его руководством, развился далее под влиянием произведений… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мантенья А. — Мантенья, Андреа Работы на Викискладе Фреска в Камере дельи Спози. 1474. Мантуя Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок …   Википедия

  • Мантенья — фамилия. Известные носители: Мантенья, Андреа (ок. 1431, Изола ди Картуро, Венето 13 сентября 1506, Мантуя) итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. Мантенья, Джо Джозеф Энтони «Джо» Мантенья мл. (род. 13 ноября 1947, Чикаго …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»