Макаренко Антон Семенович это:

Макаренко Антон Семенович
Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, ‒ 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский институт. В 20‒30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени М. Горького) и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. М. осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По М., цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. М. разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного,в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике М. четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», М. подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта М. определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». М. старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, М. требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. М. многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. М. утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом ‒ вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт М., его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремлённость», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), М. как педагог-новатор и художник, проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность М. ‒ редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог М. сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов М. способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль М., которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.


Соч.: Собрание сочинений, т. 1‒7, 2 изд., М., 1959‒60; Собрание сочинений, т. 1‒5, М., 1971.


Лит.: Горький М., По союзу Советов, Собрание сочинений, т. 17, М., 1952; Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов, Л., 1960; Балабанович Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963; А. С. Макаренко. Сборник, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

И. А. Каиров.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Макаренко Антон Семенович" в других словарях:

  • МАКАРЕНКО Антон Семенович — (1888 1939) педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920 28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им …   Большой Энциклопедический словарь

  • Макаренко Антон Семенович — (1888–1939) педагог и деятель образования. Работал на Украине и в России. В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии. М. автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Макаренко Антон Семенович — (1888 1939), педагог и писатель. Осуществил первый в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей правонарушителей в трудовой колонии имени М. Горького (1920 1928, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне… …   Энциклопедический словарь

  • Макаренко, Антон Семенович — Антон Семёнович Макаренко ((1 (13) марта) 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) советский педагог и писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Макаренко Антон Семенович — Антон Семёнович Макаренко ((1 (13) марта) 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) советский педагог и писатель. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • МАКАРЕНКО Антон Семенович — (1888 1939) российский, украинский педагог, писатель и деятель образования. Окончил Кременчугские пед. курсы (1905), учительствовал в Украине (1911 1914). Окончив Полтавский учительский ин т (1917) заведовал ж. д. училищем в Крюкове и гор.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • МАКАРЕНКО Антон Семенович — (1888 1939) советский педагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей… …   Педагогический словарь

  • МАКАРЕНКО Антон Семенович — (1888 1939) советский педагог и писатель, занимавшийся разработкой теории и методов коммунистического воспитания, проблем коммунистической нравственности. Новаторство М. в педагогике состоит, прежде всего, в плодотворной попытке дать… …   Словарь по этике

  • Макаренко Антон Семенович / Makarenko, Anton Semyonovich — (1888 1939). Работы Макаренко цитировались большинством советских психологов. Его теоретические представления составили основу исследований личности и методов воспитания в СССР …   Психологическая энциклопедия

  • Макаренко, Антон Семёнович — Антон Семёнович Макаренко. Макаренко, Антон Семенович МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888 1939), педагог и писатель. Разработал систему коллективного воспитания детей и подростков, в том числе с отклоняющимся поведением, применявшуюся в практике… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Макаренко Антон Семенович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»