Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии это:

Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
(«Лю́двиг Фе́йербах и коне́ц класси́ческой неме́цкой филосо́фии»)
        философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля (См. Гегель) и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистической партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф....» является «... настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).
         В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.
         Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет Основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике Агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.
         В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.
         4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.
         «Л. Ф....» был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журнале «Северный вестник» (№ 3—4) под названием «Кризис философии классического идеализма в Германии» был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный русский перевод Г. В. Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале «L’Ere nouvelle» (№ 4—5) был напечатан французский перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. «Л. Ф....» — одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР «Л. Ф....» был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971).
        
         Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21—22 сентября 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 37, с. 396; его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февраля 1893, там же, т. 39, с. 22; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 января 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в книге: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648—649; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1952; Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1960; Билецкий Е. Е., У истоков марксистской философии, М., 1965; Покровская В. И. и Свинцов В. И., О работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1965.
         Г. А. Багатурия.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" в других словарях:

  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ” —     “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ” (Ludwig Feuerbach und der Ausgang der Klassischen deutschen Philosophie; рус. изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269 317) работа Ф. Энгельса написана в 1886, посвящена проблеме …   Философская энциклопедия

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ" — произведение Энгельса, посвященное характеристике отношения марксистской философии к своим теоретич. источникам и содержащее очерк ее важнейших положений. Написано в 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Старке Людвиг Фейербах (1885);… …   Философская энциклопедия

  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ» —         произв. Ф. Энгельса, посвящённое вопросу об отношении марксистской философии к классич. нем. философии, в особенности к философии Гегеля и Фейербаха; содержит систе матич. изложение основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач …   Философская энциклопедия

  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ» — работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале «Neue Zeit» за 1886. Рассматривая роль диалектики Гегеля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марксист. философии, Энгельс дал сис тематич. изложение основ диалектич. и истории,… …   Атеистический словарь

  • Людвиг Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах, Людвиг Андреас — Людвиг Фейербах Ludwig Feuerbach …   Википедия

  • Людвиг Андреас Фейербах — Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал… …   Википедия

  • Людвиг Ансельм Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах, Людвиг — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах, Людвиг Андреас фон — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»