Лиможская эмаль

Лиможская эмаль
        французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной Эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (расцвет производства — середина 15 — середина 17 вв.). В основу искусства т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического Витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л. э. вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).
         Около 1530 формируется т. н. новая школа Л. э. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (См. Гризаиль) (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен — автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением лёгких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Л. э. образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло. В середине 17 в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Л. э. исчезает. К началу 18 в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.
        
         Лит.: Доброклонская О., Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1969 (библ.); Gauthier М.-М., Marcheix М., Les émaux de Limoges, Prague, 1962.
         И. М. Глозман.
        Жан Лимозен. Кружка с изображением хоровода. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград.
        Жан Лимозен. Кружка с изображением хоровода. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград.
        Пьер Куртейс. Медальон с изображением римского императора Тита. 3-я четв. 16 в. Эрмитаж, Ленинград.
        Пьер Куртейс. Медальон с изображением римского императора Тита. 3-я четв. 16 в. Эрмитаж, Ленинград.
        Мастерская «Высокого чела». «Рождество». Правая часть триптиха. Нач. 16 в. Эрмитаж, Ленинград.
        Мастерская «Высокого чела». «Рождество». Правая часть триптиха. Нач. 16 в. Эрмитаж, Ленинград.
        Сюзанна Кур. «Фортуна». Роспись на обороте зеркала. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград.
        Сюзанна Кур. «Фортуна». Роспись на обороте зеркала. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград.
        Леонар Лемозен. «Психея, приносящая подарки сёстрам». Пластина. 1535. Эрмитаж, Ленинград.
        Леонар Лемозен. «Психея, приносящая подарки сёстрам». Пластина. 1535. Эрмитаж, Ленинград.
        Жан II Пенико. «Распятие». Роспись пластины. Между 1534 и 1549. Эрмитаж, Ленинград.
        Жан II Пенико. «Распятие». Роспись пластины. Между 1534 и 1549. Эрмитаж, Ленинград.
        Кули Нуайе. «Давид, отсекающий голову Голиафу». Роспись на дне чаши. 1539. Эрмитаж, Ленинград.
        Кули Нуайе. «Давид, отсекающий голову Голиафу». Роспись на дне чаши. 1539. Эрмитаж, Ленинград.
        Мастерская «Орлеанского триптиха». «Несение креста». Левая часть триптиха. Кон. 15 в. Эрмитаж, Ленинград.
        Мастерская «Орлеанского триптиха». «Несение креста». Левая часть триптиха. Кон. 15 в. Эрмитаж, Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Лиможская эмаль" в других словарях:

  • Лиможская эмаль —         французские изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож. Расцвет производства лиможской эмали последняя четверть XV вторая половина XVI вв. Для так называемой старой школы (последняя четверть XV первая… …   Художественная энциклопедия

  • ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ — французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства сер. 15 сер. 17 вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лиможская эмаль — французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства  последняя четверть XV  вторая половина XVI вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен). * *… …   Энциклопедический словарь

  • ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) — ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника… …   Энциклопедический словарь

  • Эмаль — I Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan плавить)         стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) …   Большая советская энциклопедия

  • Эмаль — I (франц. émail, итальянск, smalto, немецк. Schmelz, средневек. латинск. smaltum, от верхненемецк. глагола smelzan плавить, русск. финифть) стекловидное легкоплавкое вещество, наносимое на металлические предметы для предохранения их от окисления… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эмаль — (др. рус. финифть) одна из ювелирных техник, а также само изделие, украшенное Э. декоративным покрытием поверхности худож. изделий из металла стекловидной массой. Техника Э. может быть холодной (без обжига) или горячей (окрашенная окислами… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ювелирное искусство — вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… …   Энциклопедический словарь

  • Ювелирное изделие — Современный браслет с опалом …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»