Лесгафт Петр Францевич это:

Лесгафт Петр Францевич
Лесгафт Петр Францевич [21.9(3.10).1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге], русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872—74 руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874—86 работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886—97 читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный институт им. Л. Созданные Л. в 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др. странах вузов физической культуры; в 1919 на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).

Как общественный деятель и учёный Л. сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. 19 в. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905—06 Л. открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, Л. считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания. Л. лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Л. основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Л. считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Л. даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Л. стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук».


Соч.: Собр. педагогических сочинений, т. 1—5, М., 1951—54; Избр. педагогические сочинения, т. 1—2, М., 1951—52.


Лит.: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. статей. Под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Шахвердов Г. Г., П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Н. И. Торопова, М. — П., 1949; его же, П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности, Л., 1950.

Г. Г. Шахвердов.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Лесгафт Петр Францевич" в других словарях:

  • Лесгафт Петр Францевич — Лесгафт, Петр Францевич анатом и выдающийся педагог (1837 1909). Окончил курс в медико хирургической академии, где занимался анатомией под руководством профессора Грубера . В 1865 г. доктор медицины за диссертацию Об окончании продольных мышечных …   Биографический словарь

  • ЛЕСГАФТ Петр Францевич — (1837 1909) российский педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре в России …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лесгафт Петр Францевич — (1837–1909) русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования целостной личности, отводя главную роль не развитию мышечного аппарата самого по себе, а умению управлять… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лесгафт Петр Францевич — (1837 1909) педагог, анатом и врач; основоположник науч. системы физич. образования и врач. пед. контроля в физич. культуре, один из создателей теоретич. анатомии, д р медицины и д р хирургии. Род. в семье купца ювелира. В 1861 окончил Мед.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лесгафт Петр Францевич — I ([Петрович]) современный анатом. Род. в Петербурге в 1837 г.; подготовительное образование получил дома и в 1856 г. поступил в мед. хир. акд. Анатомией под руководством проф. Грубера стал заниматься еще студентом III курса; с 1861 г. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лесгафт, Петр Францевич — …   Википедия

  • Лесгафт Петр Францевич — …   Википедия

  • Лесгафт, Петр Францевич — (1837 1909)    Российский педагог, психолог, анатом.    Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась “сознательная физическая работа”. Исходя из этого… …   Кто есть кто в российской психологии

  • ЛЕСГАФТ Петр Францевич — (1837 1909) русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение» …   Педагогический словарь

  • Лесгафт, Петр Францевич (дополнение к статье) — анатом и педагог. Был приват доцентом анатомии в с. петербургском университете. После 1895 г. напечатал: "Основы теоретической анатомии" (ч. I, 2 изд., 1905); "Анатомия человека" (вып. I и II, 1895 1896; нем. перев., Лейпциг,… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Педагогика. Избранные труды, Петр Францевич Лесгафт. Настоящее издание включает в себя избранные труды известного русского педагога и общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, посвященные вопросам воспитания и преподавания, роли физического… Подробнее  Купить за 639 руб электронная книга
  • Воспитание ребенка, Лесгафт П.. Каждый родитель переживает за будущее своего ребенка. Каждый стремится дать своему чаду хорошее воспитание, вырастить из него достойного человека. В помощь отцам иматерям, бабушкам и… Подробнее  Купить за 391 руб
  • Воспитание ребенка, Лесгафт Петр Францевич. Каждый родитель переживает за будущее своего ребенка. Каждый стремится дать своему чаду хорошее воспитание, вырастить из него достойного человека. В помощь отцам иматерям, бабушкам и… Подробнее  Купить за 376 руб
Другие книги по запросу «Лесгафт Петр Францевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»