Ле Корбюзье Шарль Эдуар это:

Ле Корбюзье Шарль Эдуар
Ле Корбюзье (Le Corbusier) [настоящая фамилия ≈ Жаннере (Jeanneret)] Шарль Эдуар (6.10.1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, ≈ 27.8. 1965, Рокбрюйн-Кап-Мартен, Лазурный берег, Франция), французский архитектор и теоретик архитектуры. Сын ремесленника. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона. Учился и работал у архитектора И. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908≈10) и П. Беренса в Берлине (1910≈11). С 1917 жил в Париже. Занявшись живописью, в 1918 вместе с А. Озанфаном разработал теорию пуризма. В 1922 основал архитектурную мастерскую совместно с П. Жаннере (двоюродным братом и постоянным соавтором до 1940). Свою концепцию современной архитектуры впервые изложил в статье журнала «Эспри нуво» («L'Esprit Nouveau»; издан в 1920≈1925), книгах: «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и др. Выступая против эклектизма, украшательства, маскирующего конструкцию здания, Ле К. видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу для обновления архитектурного языка, а в выявлении функционально оправданной структуры сооружения ≈ богатые эстетические возможности. Рассматривая гармонию создаваемой человеком искусственной среды как определяющий фактор бытия, он разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью архитектуры, Главные темы творчества Ле К. 20≈30-х гг. ≈ градостроительство, жилище и большие общественные здания. Новизна архитектурных предложений Ле К. заключалась в полном пересмотре проблемы массового жилища на основании тщательного анализа современного быта: в реорганизации функций жилища (рациональном сокращении, слиянии старых, выявлении новых, отвечающих не только насущным бытовым процессам, но и духовным запросам человека), в технологически детально разработанном, создающем максимум удобств использовании площади квартиры при её компактной планировке и расчёте на развитие коллективного обслуживания, в ориентации на индустриальное строительство и в градостроительном обеспечении связи отдельного жилого дома с окружающей территорией. Работы 20-х гг.: жилой дом «Ситроен» (1922, типовой проект), комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (1923≈24; с 1970 ≈ институт Ле К.), посёлок Пессак, близ Бордо (1925), вилла в Гарше, вилла Савой в Пуасси (близ Парижа; 1929≈31). Обобщив этот опыт, Ле К. сформулировал «пять отправных точек современной архитектуры»: поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена. Для построек Ле К. этого периода характерны простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остеклённые поверхности. Железобетонная каркасная конструкция позволила заменить комнаты-ячейки перетекавшими одно в другое и вместе с тем функционально выделенными помещениями. В известном аскетизме внешнего облика и полихромии интерьеров находят отзвук живопись Ле К. и теория пуризма. Градостроительные проекты Ле К., одного из лидеров урбанизма, в 20≈30-е гг. развивали идею «вертикального» города-сада с высокой плотностью населения и большими озеленёнными пространствами, дифференциацией путей движения пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и промышленности (проект города на 3 млн. жителей, 1922; «план Вуазен» ≈ план реконструкции Парижа, 1925; планы городов Буэнос-Айреса, 1930, Алжира, 1930≈39, Антверпена, 1932, Немура, Алжир, 1934; ни один из проектов не осуществлен). Ряд теоретических положений Ле К. лег в основу «Афинской хартии», принятой 4-м Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложен в его книге «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). Выдвинутые Ле К. принципы архитектуры реализовались: в больших сооружениях конца 20≈30-х гг. ≈ доме Центросоюза (ныне ≈ Центральное статистическое управление СССР) в Москве (1928≈1935, при участии Н. Д. Колли), швейцарском корпусе студенческого городка (1930≈32) и центре Армии спасения (1932≈33) в Париже; в неосуществленных проектах ≈ Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве (1931).

═ В 40-е гг., исследуя проблему архитектурного пространства, Ле К. создаёт модулор ≈ систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, которую он предлагает как шкалу исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Произведения Ле К. 50-х гг. присущи мощная и вместе с тем тонко нюансированная пластика (солнцезащитные выступы, криволинейные поверхности), остро выявленная архитектоника форм, активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространственные эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, сочетание однообразных сборных элементов с выдающимися из их ряда скульптурно-пластическими конструкциями, сочная полихромия (жилой дом в Марселе, 1947≈52, ≈ прототип ряда «жилых единиц», построенных в 50-е гг. в др. городах; капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950≈54; доминиканский монастырь Ла-Турет в Эвё, близ Лиона, 1956≈1959). В большом цикле работ в Индии (1950≈57) Ле К. осуществляет некоторые свои градостроительные идеи (генеральный план города и ансамбль правительственных зданий в Чандигархе; Дом текстильной ассоциации, музей и виллы в Ахмадабаде). В сооружениях конца 50≈60-х гг. Ле К. уделяет ещё большее внимание организации внутреннего пространства (его интеграции не только по горизонтали, но и по вертикали ≈ путём комбинации различных уровней, сменяющей жёсткое деление на этажи), закономерностям его зрительного и эмоционального восприятия, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 1957≈59; павильон фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе, Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964; больница в Венеции, 1965; сооруженный посмертно по проекту Ле К. «Центр Ле Корбюзье» в Цюрихе, 1967).

═ В течение всей жизни Ле К. работал в различных областях изобразительного искусства: писал картины (особенно часто в 20-е и 40-е гг.), в 40≈50-е гг. выполнял настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций.

Система теоретических взглядов Ле К. и его произведений, оказавшие значительное влияние на формирование современной архитектуры, во многом выходят за рамки её главных течений (функционализм, рационализм), хотя сближаются с ними в выявлении специфического назначения здания и программном использовании новейших достижений науки и техники.


═ Соч.: Ceuvre complete. 1910≈1965, v. 1≈8, Z., 1929≈70; в рус. пер. ≈ Планировка города, М., 1933; Архитектура 20 века, [М.], 1970; Творческий путь, М., 1970.


Лит.: Аркин Д., Ле Корбюзье, в кн.: Архитектура современного Запада, М., 1932; Колли Н., Архитектор Ле Корбюзье, «Архитектура СССР», 1965, № 12; Эрн И., Ле Корбюзье, «Декоративное искусство СССР», 1966, № 1; Gauthier М., Le Corbusier..., P., [1944]; Choay F., Le Corbusier, N. Y., 1960; Besset М., Qui était Le Corbusier?, Gen. ≈ P., 1968.

═ И. В. Эрн.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Ле Корбюзье Шарль Эдуар" в других словарях:

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар — (Le Corbusier), настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret) (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить… …   Энциклопедический словарь

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар — Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. 1929—1931. Ле Корбюзье Шарль Эдуар (Le Corbusier; настоящая фамилия — Жаннере, Jeanneret) (1887—1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Уроженец Швейцарии. Учился …   Художественная энциклопедия

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар —         (Le Corbusier; настоящая фамилия Жаннере, Jeanneret) (1887 1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Уроженец Швейцарии. Учился в Школе искусств Ла Шо де Фона; учился и работал у Й. Хофмана в Вене (1907), О …   Художественная энциклопедия

  • Ле Корбюзье, Шарль Эдуар — Ле Корбюзье Портрет Ле Корбюзье на банкноте в 10 франков Имя при рождении: Шарль Эдуард Жаннере Дата рождения: 6 октября 1887(18871006) …   Википедия

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар — Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. 1929 31. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (настоящая фамилия Жаннере) Шарль Эдуар (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар — (Le Corbusier) (1887 1965), французский архитектор, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла Шо де Фон в Швейцарии 6 октября 1887. Изучал архитектуру у Й.Хофмана в Вене (1907), О.Перре …   Энциклопедия Кольера

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар — (наст. фам. Жаннере; (1887–1965) – франц. архитектор и теоретик архитектуры. В совр. технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Ле Корбюзье Шарль Эдуар — (Le Corbusier) (настоящая фамилия Жаннере, Jeanneret) (1887, Ля Шо де Фондс, Швейцария  1965, Кап Мартин, Франция), французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Уроженец Швейцарии. Один из основоположников современной… …   Москва (энциклопедия)

  • ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль — ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере Jeanneret) Шарль Эдуар (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуард — КОРБЮЗЬЕ Ш. Э., см. Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар) …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Ле Корбюзье, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуар… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»