Ламаркизм это:

Ламаркизм
        первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в «Философии зоологии» (1809).
         В основе Л. лежит представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ (См. Лестница существ). Градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной «верховным творцом всего сущего», Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».
         Внешняя среда на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функционально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих «законов» была доказана экспериментально уже в конце 19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики (См. Генетика). В позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
         Обосновывая своё учение, Ламарк опирался на следующие факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе множества «сомнительных видов»; изменение видовых форм при переходе в иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между видами и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные систематические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого каких бы то ни было перерывов и скачков (так называемый плоский эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
         Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение человека, хотя в условиях господствовавшего Креационизма был вынужден маскировать свои убеждения. Он считал, что человек произошёл от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям жизнедеятельности — сознанию и психике человека, связывая их возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела — головного мозга.
         Не дав объяснения органической целесообразности и не вскрыв истинной причины эволюционного развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы. Бросив смелый вызов господствовавшим в то время представлениям о постоянстве видов, он одним из первых сделал проблему эволюции предметом специального изучения, особым направлением биологических исследований. Вот почему Ламарк заслужил высокую оценку классиков марксизма.
         Л. не получил признания у современников и после смерти его создателя был предан забвению. Возрождение Л. в форме Неоламаркизма произошло в последней трети 19 в. как реакция на распространение Дарвинизма.
        
         Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 343—626; Поляков И. М., Ж.-Б. Ламарк и учение об эволюции органического мира, М., 1962; Packard A. S., Lamarck, the founder of evolution, N. Y. — [a. o.], 1901; Rostand J., Aux sources de la biologie, 4 #d., P., 1958. см. также лит. при ст. Ламарк.
         В. И. Назаров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ламаркизм" в других словарях:

  • Ламаркизм — Ламаркизм  эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате Философия зоологии. Взгляды самого Ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно… …   Википедия

  • ЛАМАРКИЗМ — ЛАМАРКИЗМ, учение в биологии, дающее особое толкование процессу органической эволюции. Основоположником Л. является знаменитый франц. натуралист Ламарк. В ряде работ, начиная со «Вступительной лекции к курсу зоологии», относящейся к… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛАМАРКИЗМ — ЛАМАРКИЗМ, первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж.Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего… …   Современная энциклопедия

  • ЛАМАРКИЗМ — первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж. Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛАМАРКИЗМ — (lamarckism) Термин, применяемый ко всем эволюционным теориям, которые (несмотря на различия в деталях) в основе своей исходят из наследования приобретенных признаков – эволюционного механизма, первым популяризатором и пропагандистом которого был …   Политология. Словарь.

  • ламаркизм — а, м. lamarckisme m. < Lamarck, Jean Baptiste. Эволюционное учение фр. естествоиспытателя Ламарка. БАС 1. Убеждение в том, что растение под влиянием окружающей среды превращается в новый вид, специфическая черта ламаркизма. Комаров Учение о… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛАМАРКИЗМ — эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Её основные положения изложены им в труде «Философия зоологии» (1809). Л. первая целостная эволюционная концепция, тесно связанная с развитием трансформизма в истории эволюц. учения. Ламарк постулировал след.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ламаркизм — сущ., кол во синонимов: 1 • эктогенез (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Ламаркизм — Ламаркизм. Л. называется одно из двух господствующих направленийсреди последователей эволюционной теории . Ламаркисты, следуя принципамЛамарка, главными факторами эволюции считают влияниe на организмывнешних условий и особенно влияние упражнения… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЛАМАРКИЗМ — эволюционная теория Ламарка, рассматривающая в качестве движущих факторов эволюции внутреннее стремление организмов к совершенствованию (принцип градации), способность организмов к целесообразным наследственным реакциям на изменение среды… …   Геологическая энциклопедия

  • ЛАМАРКИЗМ — (от имени Ж. Б. Ламарка) англ. Lamarckism; нем. La marckismus. Основанная Ж. Б. Ламарком теория эволюции, объясняющая появление новых видов с помощью механизмов наследования, приобретенных под влиянием изменяющихся внешних условий признаков… …   Энциклопедия социологии

Книги

Другие книги по запросу «Ламаркизм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»