Ладовый ритм это:

Ладовый ритм
        музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским (См. Яворский) в начале 20 в. Термин «Л. р.» означает развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — «единую симметричную систему»; две такие системы на расстоянии полутона дают «двойную симметричную систему». Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л. р. дала углублённую трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (например, пентатоники (См. Пентатоника)) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Л. р. не сохранила своего значения, но многие её понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли.
         Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908; его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд.. М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930; Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.
         В. А. Цуккерман.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Ладовый ритм" в других словарях:

  • Ладовый ритм —         музыкально теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским. Первоначально (с 1908) называлась строение музыкальной речи , с 1918 теория слухового тяготения ; Л. р. наиболее известное её название (введено в 1912). Основы теории Л. р.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Ритм-гитарист — Испанская гитара (фламенко) Гитара  струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… …   Википедия

  • Цепной лад —         (лат. catenarius (modus), сокр. сaten катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. Ц. л. ). Напр., в C caten (до цепном) 4… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • Интонация —         (от лат. intono громко произношу). I. Важнейшее муз. теоретич. и эстетич. понятие, имеющее три взаимосвязанных значения:         1) Высотная организация (соотнесённость и связь) муз. тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально… …   Музыкальная энциклопедия

  • Яворский — I Яворский         Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, 26.11.1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева,… …   Большая советская энциклопедия

  • Тритон —         (греч. tritonon, от tri , в сложных словах три и tonos тон) интервал, содержащий три целых тона. В диатонич. звукоряде три тона включают взаимно обращающиеся интервалы: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшённая квинта (ум. 5). Благодаря… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тритоновый лад —         дважды лад (термин Б. Л. Яворского), тип симметричного лада, центр. отношение к рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному… …   Музыкальная энциклопедия

  • Увеличенный лад —         тип симметрич. лада, в основе к рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Уменьшённый лад —         тип симметрич. лада, в основе к рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср.… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»