Курбе Жан Дезире Гюстав это:

Курбе Жан Дезире Гюстав
Курбе (Courbet) Жан Дезире Гюстав (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте, ≈ 31.12.1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Революционные события 1848, свидетелем которых был К., во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; «Влюблённые в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион), К. полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, «позитивное» (выражение К. ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль; «Похороны в Орнане», 1849, Лувр, Париж; «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в «Похоронах в Орнане») расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные («Дробильщики камня», 1849, картина погибла, ранее ≈ Картинная гал., Дрезден; «Веяльщицы», 1854). С подчёркнутой правдивостью изображает К. женщин из народа в картине«Купалыцицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине «Возвращение кюре с приходской конференции» (уничтожена, эскиз 1862 ≈ Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной К. художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, «Ателье» (1855, Лувр) ≈ аллегорической композиции, в которой К. представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация «Реализм», 1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, К. постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 ≈ начала 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины («Зимний пейзаж», 1867, Лувр; «Хижина в горах», около 1874, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), и для натюрмортов («Фрукты», 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних фигурных композициях К. (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности («Травля оленя», 1867, Метрополитен-музей; «Источник», 1868, Лувр).

═ Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, в 1873 К. эмигрировал в Швейцарию.


Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.

═ В. А. Калмыков.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Курбе Жан Дезире Гюстав" в других словарях:

  • Курбе Жан Дезире Гюстав —         (Courbet) (1819 1877), французский живописец, график, скульптор, общественный деятель. Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую… …   Художественная энциклопедия

  • Курбе, Жан Дезире Густав — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Курбе Жан Дезире Густав — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Жан Дезире Густав Курбе — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Гюстав Курбе — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Гюстав курбе — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Курбе Гюстав — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Курбе, Гюстав — Гюстав Курбе Автопортрет, 1848 1849 годы …   Википедия

  • Курбе, Густав — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Курбе Г. — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Курбе Жан Дезире Гюстав» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»