Союзы

Союзы
Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц чужого государства. Такая беззащитность, если и несколько смягчалась тем, что все чужестранцы находились под непосредственным покровительством Зевса (Ζεύς ξένιος) и считались неприкосновенными, в конце концов все-таки не могла не казаться ненормальной; поэтому еще в древние времена встречаются разные попытки устранения этого ненормального состояния. Древнейшая из таких попыток — частное гостеприимство: гостеприимцы радушно принимали друг друга на чужбине, оказывали друг другу всякое содействие и были посредниками между гостем и собственным государством. Эти частные гостеприимные отношения делались иногда до того тесными, что по наследству переходили от отца к сыну. С расширением торговых и политических сношений между отдельными государствами, для охранения как торговых, так и политических интересов, было учреждено что-то вроде дипломатического представительства, стоящее, однако, в тесной связи с освященным древностью правом гостеприимства: знатные граждане иностранного государства назначались государственными гостеприимцами или проксенами (см. Проксен, Проксения), приблизительно с функциями наших консулов. С течением времени, чтобы упрочить мирные сношения, стали заключать мирные договоры, обыкновенно на определенный (преимущественно долголетний) срок. Торговые договоры заключались несравненно реже политических. В Греции существовала полнейшая свобода торговли, ограниченная лишь торговыми пошлинами; греческие государства, поэтому, в особых договорах не нуждались; договоры заключались лишь при особых обстоятельствах; например, после восстания 363 г., жители острова Кеоса должны были заключить с афинянами договор, по которому кеосцы могли вывозить сурик исключительно в Афины. Главным же образом сюда относятся так называемые σύμβολα или συμβολαί, т. е. договоры между двумя государствами, по которым в делах торговых обвиняемые судились в своих государствах и по своим законам; такого рода процессы назывались δίκαι άπό σύμβόλων. Гораздо важнее, разнообразнее и распространеннее были политические договоры. Первоначально они не имели характера больших, хорошо организованных конфедераций или союзов в тесном смысле слова (как, например, С. лакедемонский, афинские морские и т. д.), а, напротив, носили характер простых дружественных С. (φιλία). Если такие государства, находящиеся в дружественных отношениях, обязывались подавать друг другу помощь в случае войны, то из этих филий образовывались С. военные. Теоретически военные С. делились на С. исключительно оборонительные (эпимахии) и С. как оборонительные, так и наступательные, в особенности же наступательные (симмахии); однако, на практике и те, и другие обыкновенно назывались симмахиями. Условия, на которых заключались такие военные С., явствуют уже из самих названий. Отдельные члены симмахий не имели права самостоятельно начинать войну; в противном случае остальные члены союза не были обязаны подавать им помощь. Если же договоры главным образом имели в виду цели религиозные, а именно общее почитание какого-нибудь божества, защиту его храма и сокровищ, обозначение общих жертвоприношений и празднеств в честь данного божества и наказание святотатцев, то такого рода С. назывались амфиктиониями (см.). К числу важнейших амфиктионий принадлежат дельфийская (пилейско-дельфийская) и делосская, а также калаврийская, онхестская и др.
С. — в узком смысле слова — распадаются на три категории: A: племенные С. (κοινά); B: гегемонии; C: федеративные С.
A. Племенные С. (κοινά, κοινόν), т. е. территориальные коалиции, заключенные одноплеменными жителями какой-нибудь небольшой территории; побудительные причины и здесь были, главным образом, военные. Важнейшие:
1) фессалийский (см. Фессалия). Фессалия распадалась на целый ряд отдельных, самостоятельных политий, т. е. городов с подвластными им окрестными местностями. В каждой из политий царствовали собственные тираны. Фессалия таким образом представляла собой непрочное соединение самостоятельных общин, без общей организации и без тесной внутренней связи. Однако, господствующая аристократия нуждалась в помощи на случай восстания крепостных крестьян (пенестов). Вследствие этого образовались четыре крупных областных С. (тетрады): Гестиэотида, Фессалиотида, Пеласгиотида и Фтиотида. Эти 4 тетрады образовали общий фессалийский С., во главе которого стоял высший чиновник (ταγός, таг), выбираемый из аристократических родов; тагу принадлежало главное начальство на войне. После греко-персидских войн лакедемоняне вторглись в Фессалию, низвергли все тирании и ввели во всей стране олигархический строй правления. Должность тага была упразднена. Олигархические правления отдельных городов объединились под видом племенного С. (κοινόν) и имели общие монеты; во время войны, впрочем, отдельные города имели своих собственных предводителей (Фукидид, II, 22, 3). В IV в. в фессалийских городах опять появляются тираны, из которых большей известностью пользуются ферейские: Ликофрон, Иазон и Александр, которые один за другим постарались подчинить своей власти всю Фессалию. Однако, власть ферейских тиранов была уничтожена в 364 г. при помощи Пелопида. Фессалийцы восстановили τό κοινόν τών Θετταλών, но не в прежнем виде, а реорганизовали его по примеру беотийского С.: во главе союза стоял άρχων, военными же отрядами предводительствовали 4 полемарха, соответственно числу четырех тетрад. Возобновленная попытка ферейских тиранов овладеть Фессалией дала Филиппу II македонскому повод вмешаться в фессаллийские дела. Он изгнал тиранов, учредил во всех городах декадархии (правления десяти мужей), а во главе каждой тетрады стоял тетрарх. В 196 г. римляне освободили фессалийцев от македонского владычества. Фессалийцы опять восстановили свой С. (κοινόν), но реорганизовали его по примеру С. ахейского и этолийского. Главная исполнительная власть, как в административном, так и в военном отношении, находилась в руках стратега; помощник его назывался гиппархом; письменными делами заведовал секретарь (γραμματεύς); члены союзного совета назывались синедрами; совет собирался в городе Лариссе. В отдельных городах мы встречаем коллегии из 5—7 тагов; таги были представителями исполнительной власти и председательствовали также в народном собрании.
2) Магнезийский (τό κοινόν τών Μαγνήτων) существовал со 196 г. до Р. Х., когда Фламинин отделил полуостров Магнезию от Фессалии. Учреждения С. не отличались от вышеизложенных учреждений последнего периода фессалийского С.
3) Эпирский (см. Эпир). Жители Эпира делились на 14 племен. Из них самыми могущественными были племена феспротов, хаонов и молоссов, которые одно за другим имели гегемонию над остальными племенами. В IV столетии гегемония находилась в руках молосских царей, власть которых, впрочем, была несколько ограничена. В 30-х годах III столетия до Р. Х. с отменой царской власти у молоссов прекратилась и их гегемония над эпирским С. Вследствие этого С. был реорганизован и получил вполне демократический характер. Учреждения его также походили на вышеизложенные последнего периода фессалийского С.: и здесь верховная власть была в руках ежегодно избираемых сановников: стратега, гимнарха, секретаря и членов συνέδριον и έκκλησία. В 167 г. до Р. Х. Эпирский С. был расторгнут римлянами.
4) Акарнанский (κοινόν τών Άκαρνάνων). В V столетии акарнанский С., по-видимому, еще не покоился на особенно прочных основаниях — только начиная с IV столетия мы встречаем более стройную и прочную организацию. Центром С. сделался город Страт (Στρατος), где и происходили собрания членов союза; члены союза пользовались общими союзными монетами. В 375 г. они присоединились ко второму афинскому морскому С., затем попеременно были подвластны то македонянам, то эпиротам, то этолийцам, пока, наконец, в 221 г. им не удалось освободиться от этолийцев и восстановить союз. Верховная власть находилась в руках стратега, секретаря и совета (βουλή); эпонимным же магистратом считался жрец ίεράπολος τώ Άππόλλωνι τώ Άκτίω.
5) Фокидский (κοινόν τών Φωκέων). История этого С. тесно связана с историей дельфийского храма (см. Дельфы). Фокидский С. требовал, чтобы управление храмом было предоставлено ему, между тем как дельфийцы, которые прежде также состояли членами этого С., отстаивали за собой это право. Из возникших вследствие этого так называемых священных войн, в которые вмешивались афиняне и лакедемоняне со своими союзниками, знаменитейшая так называемая третья священная война. Царь македонский Филипп II, призванный фиванцами, отнял у фокидцев Дельфы и разрушил все города фокидского С. Впоследствии фокидцы присоединились к этолийскому С. Важнейший чиновник и здесь стратег, помощник же его, соответствующий вышеупомянутому гиппарху, назывался также стратегом; во время третьей священной войны мы встречаем даже третьего стратега. Казной заведовал особый казначей (ταμίας). Отдельные города С. пользовались полнейшей автономией, имели своих эпонимных магистратов (άρχων), свои советы (συνέδριον) и народные собрания (έκκλησίά), своего секретаря и т. д.
6) Локридские. О западных (озольских) локрах мы точных сведений не имеем, но существование С. отрицать нельзя. Восточные (опунтские) локры уже в V столетии образовали особый союз, центром которого служил город Опунт. Во главе союза находились важнейший магистрат άρχός или προστάτας и совет из 1000 членов.
7) Аркадский. Он был основан после битвы при Левктрах (371). Центром С. сделался вновь выстроенный город Мегалополь. Верховная власть С. воплощалась в общем собрании так называемых десяти тысяч (μύριοι), текущие же дела входили в круг деятельности совета (βουλή). Важнейшим из должностных лиц был стратег.
8) Критский. В конце III и начале II столетий мы встречаем на острове Крите С. (κοινόν τών Κρηταίων), центром которого попеременно служили города Кнос и Гортина; у союза было общее судилище и общие союзные монеты. С. существовал также в период римского владычества.
9) Малоазиатские. а) κοινόν τών Ίώνων. Первоначально это был союз 12—13 ионийских городов на западном берегу Малой Азии; центром служил храм Паниония вблизи мыса Микале. При основании этого С. имели в виду цели чисто религиозные; только со времен Лисимаха союз получил характер политического С. На общие собрания из каждого города посылались особые депутаты (βουλευταί). b) Эолийские города образовали такой же С.; священным центром служил город Илион; депутаты назывались синедрами. c) Дорийское шестиградие (έξάπολις), состоящее из городов Галикарнасса и Книда, острова Коса и 3 городов на острове Родосе: Камира, Линдоса и Иалиса. Священным центром служило святилище триопского Аполлона около Книда. Галикарнасс, впрочем, впоследствии был исключен из этого С.
B. Гегемонии, т. е. такие С., в которых не все члены были равноправны между собой, а должны были повиноваться тому из союзных государств, которое владело наибольшим политическим могуществом. Таких гегемоний в Греции всего было 4: лакедемонский С. — так называемая спартанская гегемония; первый аттический морской С. — так называемый делосско-аттический С.; второй аттический морской С.; беотийский С. — так называемая фиванская гегемония.
1) Лакедемонский С. или спартанская гегемония (см. Греция). В состав его входили все государства в Пелопоннесе, исключая только Аргос и ахейские города; возник около второй половины VI столетия до Р. Х. Во время греко-персидских войн влияние Спарты распространилось также и на остальную Грецию. Однако, делосско-аттический С. положил конец этому внепелопоннесскому влиянию; и если по окончании пелопоннесской войны Спарта на некоторое время опять восстановила свое прежнее могущество, то ненадолго: второй аттический морской С. лишил Спарту всех внепелопоннесских союзников, а фиванцы вскоре после того (362 г., битва при Мантинее) совершенно уничтожили спартанскую гегемонию. Что касается устройства этого С., то следует исключить отношения С. ко внепелопоннесским союзникам, так как последние de facto никакими правами не пользовались. Что же касается отношений спартанцев к своим союзникам в Пелопоннесе, то нужно строго отличать теорию от практики. Теоретически все члены С. пользовались безусловной автономией; они посылали в союзный совет своих представителей и принимали деятельное участие в обсуждении и решении всех дел; они могли не соглашаться с мнениями Спарты и отказывать им в помощи; междоусобные войны между членами С. теоретически не дозволялись, так как все спорные вопросы подлежали решению третейского суда третьего какого-нибудь союзного государства; во время общих войн они должны были ставить в союзное войско определенное число гоплитов и имели своих стратегов; главнокомандующими же считались спартанские цари; податей они никаких не платили; военные издержки распределялись между членами союза и т. д. На самом же деле теория это нисколько не соблюдалась. Спартанцы не обращали никакого внимания на обещанную автономию, вмешивались во внутренние дела и учреждали повсюду олигархии. Общие заседания союзного совета созывались более для виду, так как — не говоря о том, что спартанцы чрезвычайно часто предпринимали разные дела без предварительного совещания с союзниками — распределение голосов было весьма несправедливое, ибо все государства имели всего только по одному голосу каждое, а так как маловажных государств было конечно большее количество и Спарте притом нетрудно было привлечь их на свою сторону, дела же решались по большинству голосов, то собрания эти были простой формальностью; междоусобные войны между членами С. нередко упоминаются; спартанцы обыкновенно сами нормировали контингенты отдельных членов; стратеги союзников никакой роли не играли, так как Спарта в отдельные города посылала своих ксеногов (т. е. предводителей наемных войск, ξεναγοί), которые командовали этими отрядами до соединения со спартанскими войсками; некоторое время они даже брали дань со своих союзников и т. д.
2) Первый аттический морской С. или делосско-аттический С. (см. Греция, где история и учреждения этого союза вкратце изложены). Союз этот был основан для защиты от персов. Первоначально все члены союза были совершенно равноправны, впоследствии же они мало-помалу превратились в подданных. Точно также и взносы в союзную казну первоначально были добровольные, впоследствии же стали называться данью (φόρος), которую союзники обязаны были платить ежегодно. Для большего удобства сбора все союзнические области были разделены на 5 округов (также φόροι): островной, ионийский, геллеспонтский, фракийский и карийский; карийский впоследствии был соединен с ионийским. Афиняне вмешивались во внутренние дела союзников, учреждали повсюду демократии и лишали даже союзников права собственного суда во всех более важных случаях.
3) Второй аттический морской С. Еще в 395г. после битвы при острове Книде афиняне попытались восстановить свой первый союз. Попытка увенчалась успехом. Устройство этого возобновленного С. не отличалось от первого; в важнейших городах были помещены афинские гарнизоны; дань была заменена портовой 5%-ой пошлиной со всех товаров, которая взималась еще в последние годы первого С.; судебные компетенции были опять ограничены и т. д. Однако, уже в 387 г. так называемый царский или Анталкидов мир положил конец этому С. (см. Греция), провозгласив полную автономию всех греческих общин. Только Хиос, Митилена, Мефимна и Византия остались верными афинянам и заключили с ними симмахию, причем афиняне гарантировали им автономию на основании царского мира. Эти возобновленные союзные договоры — к упомянутым присоединились еще Родос и Фивы — привели, наконец, в 377 г. к основанию так называемого второго морского С. Это не был уже национальный эллинский С., основанный против общего врага — варвара; он был направлен против Спарты и был основан согласно постановлениям Анталкидова мира, на основании которого малоазиатские греки предоставлялись персидскому царю, членами же С. могли сделаться и варвары. Члены второго С. не могли считаться подданными, а пользовались безусловной автономией и назывались союзниками (σύμμαχοι). Афиняне не имели права вмешиваться во внутренние дела союзников и не имели права приобретать ни общественного, ни частного недвижимого имущества в союзных территориях. На военные надобности впоследствии платились так называемые денежные взносы (συντάξεις). Общими делами заведовали не афиняне, а союзный совет (συνέδριον), в котором участвовали делегаты всех союзных городов (по одному из каждого города); заседания совета бывали в Афинах, но афиняне сами делегата не имели. Ведению союзного совета подлежали все дела, относящиеся к войне и миру, к договорам с остальными государствами, к распоряжению денежными взносами, к нарушению договоров и т. д. Афиняне имели гегемонию, главное начальство над союзными войсками в военное время и заведовали дипломатическими сношениями с другими государствами, не входившими в состав С. Хорошие стороны организации союза и удачные действия афинских вождей Хабрия и Тимофея много способствовали увеличению числа союзников, которых в 374 г. насчитывалось около 60, а в 357 г. около 75. Афиняне, таким образом, опять заняли положение господствующей державы на Эгейском море. Однако многократные нарушения постановлений союзных договоров привели, наконец, к так называемой союзнической войне (357—355), кончившейся тем, что афиняне лишились большего числа своих союзников. Битва при Херонее (338) нанесла последний удар существованию второго морского С.
4) Беотийский С. или фиванская гегемония. Беотийский С. первоначально мог скорее называться племенным С., нежели гегемонией. Однако фиванцы уже рано начали обнаруживать претензии на гегемонию, а к концу VI в. действительно добились её. Только платейцы не признавали фиванской гегемонии. Благополучный исход греко-персидских войн лишил фиванцев гегемонии над Беотией, однако, в 458—57 гг. она была опять восстановлена благодаря содействию лакедемонян. Во время пелопонесской войны Беотия находилась на стороне лакедемонян. По окончании же этой войны, крайнее высокомерие и многочисленные притеснения лакедемонян побудили фиванцев присоединиться к афинянам, с которыми они в 395 г. заключили С. против лакедемонян. К этому С. вскоре после того присоединились Коринф, Аргос и др. государства. Анталкидов мир положил конец и фиванской гегемонии (387): все члены С. сделались самостоятельными. В 383 г. лакедемоняне заняли фиванскую крепость Кадмею и включили Фивы в пелопоннесский С. В 379 г. Фивы были опять освобождены, беотийский С. вскоре после того опять восстановлен и начинается самый блестящий период в истории этого С. При содействии Эпаминонда и Пелопида Фивы сделались важнейшим государством Греции, и число союзников все более и более увеличивалось. Однако, гегемония эта продолжалась не особенно долго. После смерти Пелопида (364) и Эпаминонда (362) Фивы чрезвычайно быстро упали с высоты, на которую их поднял в особенности Эпаминонд. Так называемая фокийская или третья священная война еще более подорвала силы Беотии. В 338 г. после битвы при Херонее Филипп II окончательно уничтожил С., а при Александре Великом Фивы были даже разрушены в наказание за то, что восстали против него. С., впрочем, вскоре был опять восстановлен, но влачил с тех пор довольно жалкое существование. Фивы, правда, в 316 г. опять воскресли и стали во главе С., однако, С. уже более самостоятельной роли не играл, так как он попеременно находился в руках то ахейского С., то этолийского С., то македонцев. В 146 г. римляне опять уничтожили С., но нашли возможным вскоре после того возобновить его. Устройство С. даже в эпоху наибольшего могущества покоилось на непрочных началах. Даже Эпаминонд не сумел сплотить в одно целое с Фивами второстепенные города Беотии и органически связать их с гегемоном. О составе С. дают ценные указания многочисленные беотийские надписи и монеты. В первой половине VI в. встречаются общие союзные монеты, во второй же половине VI в. встречаются инициалы 7 городов, в которых следует видеть древнейший состав С. Об учреждениях этого древнейшего периода ничего не известно. Сакральными центрами служили Онхест и Коронея; в последнем городе праздновались Πανβοιώτια (общий праздник беотийского С.). В V в. опять встречаются общие монеты, которые чеканились исключительно в Фивах. Из числа прежних членов некоторые выбыли, но так как их заместили другие, то и теперь мы встречаем 7 городов; остальные (менее важные) города также принимали участие в С., однако, не самостоятельно, а в качестве подданных одного из 7 городов. Во главе С. находились беотархи (см.); число их нисколько не колебалось, а соответствовало числу 7 городов. Верховная же власть С. воплощалась в союзном совете (βουλή); подробности о составе и компетенциях этого совета неизвестны. После Анталкидова мира опять все города чеканили свои монеты, стало быть были совершенно самостоятельны. Во времена фиванской гегемонии мы встречаем в Беотии демократический строй правления и упразднение самостоятельности отдельных городов: опять в Фивах чеканились общие монеты, опять избирались 7 беотархов, опять делами С. заведовало общее союзное собрание, которое теперь, впрочем, называлось δάμος или κοινόν τών Βοιωτών, которое выбирало должностных лиц (кроме беотархов, еще гиппарха, секретарей, прорицателя и архонта, по которому датировались декреты), определяло о мире и войне, заключало С. и договоры, назначала проксенов, решало споры между союзными городами и т. д. В эллинистические времена первую роль начал играть вышеупомянутый архонт.
C. Федеративные С. Их было в Греции три: 1) Этолийский С. (см. Этолия и Греция; τό κοινόν τών Αίτωλών). Все члены С. назывались этолийцами, имели доступ к союзным собраниям и магистратурам, общего президента, общие законы, монеты, меры и весы; относительно внутренней политики все члены были совершенно самостоятельны. Однако, федеративные начала этолийцами не соблюдались так строго, как это делали их конкуренты — ахейцы. Этолийцы нередко вмешивались во внутренние дела союзников и всячески старались добиться первенства. От должностных лиц не требовалось ни определенного ценза, ни знатного происхождения. Выборы происходили ежегодно осенью в союзном собрании. Важнейшим чиновником считался стратег, который исправлял должность президента С. и по имени которого датировались государственные документы; стратег был не только главнокомандующим союзных войск, но также председателем в союзном собрании, причем власть его была ограничена лишь в том отношении, что когда обсуждался вопрос о войне, он своего собственного мнения высказывать не мог; ему поручалось выполнение постановлений союзного собрания; он выбирался только на один год, но через некоторое время мог опять занимать эту должность. Вторым лицом был гиппарх, который был помощником стратега не только на войне, где он командовал конницей, но и в мирное время, и при случае даже заступал его место. Верховная власть С. воплощалась в общем союзном собрании, к которому имели доступ все члены С.; собрания происходили ежегодно в городе Фермоне, но в случае надобности созывались и чрезвычайные собрания, которые могли происходить в любом городе. Союзным собранием решались все важнейшие дела, например вопросы внешней политики (объявление, заключение мира и договоров, дарование гражданства и т. д.), выборы должностных лиц и т. п. Союзный совет (συνέδριον или βουλή) состоял из депутатов всех союзных городов. Определенного числа депутатов не было, так как это зависело от усиления или ослабления С., притом число депутатов каждого города соответствовало значению города и числу его жителей. В совете председательствовали два простата (προστάται). Здесь, главным образом, подготовлялись и предварительно обсуждались все вопросы и дела, предлагавшиеся на решения союзного собрания, вследствие чего иностранные государства обыкновенно вели переговоры с советом. Совет, снабженный административными и судебными полномочиями, решал, далее, текущие дела, заботился о приведении в исполнение постановлений союзного собрания и имел верховное судопроизводство во всех делах о нарушении прав союзников.
2) Ахейский С. (см. Греция, и Ахея, где сообщена политическая история С.) был основан на еще более строгих федеративных началах. Все члены С. назывались Άχαιοί, имели общих союзных чиновников, общее собрание, общие законы, общую (эгинскую) систему монет, мер и весов; относительно внутреннего управления пользовались несравненно большей свободой, нежели члены этолийского С. — так, например, каждый город чеканил свои монеты и имел право возле типа С. помещать еще имя собственного города и местные символы, имел своих чиновников, свое частное право и т. д. Выборы должностных лиц: стратега, адмирала (навмарха) и др. происходили ежегодно в весеннем собрании; и здесь для занятия должности не требовалось ни определенного ценза, ни знатного происхождения; вторичное избрание не допускалось только относительно стратега, и то только в следующем году; однако, встречаются и случаи вторичного исполнения этой должности. Верховная власть и здесь находилась в руках союзного собрания, к которому имели доступ все члены С. по достижении 30-летнего возраста. Собрания происходили два раза в год, весной и осенью, в городе Эгионе; чрезвычайные же собрания могли состояться, по мере надобности, в любое время, в любом городе. Что касается депутатов, то не обращали внимания на значение и величину города: у каждого города было всего только по одному голосу. Однако вследствие крайней несправедливости такого распределения голосов, большие города впоследствии были разделены на округа и имели по несколько голосов. Круг деятельности собрания не отличался от этолийского союзного собрания. Что же касается союзного совета, то о нем ничего не известно. Функции этолийского совета в ахейском С. исправляли 10 дамиургов, которые вместе со стратегом приготовляли и предварительно рассматривали все дела, подлежащие решению союзного собрания; дамиурги, вместе со стратегами, председательствовали в союзном собрании и помогали стратегу при приведении в исполнение решений собрания и заведовании сношениями С. с другими государствами.
3) С. островитян (τό κοινόν τών νησιωτών) образовался в начале III столетия до Р. Х. из членов делосской амфиктионии и находился под покровительством Птолемеев. Центром С. служило святилище Аполлона на острове Делосе. Важнейшими должностными лицами были два несиарха (νησίαρχος), верховная же власть находилась в руках союзного совета, состоявшего из депутатов союзных городов (συνέδριον, σύνεδροι). Собрания совета обыкновенно происходили на острове Теносе. Члены С. пользовались общим правом гражданства. С. прекратился в начале II в. до Р. Х.
Литература. Lécrivain y Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines" (сл. "Foedus"); Broicher, "De sociis Lacedaemoniorum" (1867); Busolt, "Die Lacedaemonier und ihre Bundesgenossen" (1878); Stern, "Geschichte der spartanischen und thebanischen Hegemonie" (1885); Köhler, "Urkunden und Untersuchungen zur Geschichte des delisch-attischen Bundes" ("Abhandlungen der Berliner Academie", 1869); Busolt, "Der II attische Bund" ("Jahrb. f. klass. Philologie", Supplement, VII, 663 и сл.); Schaefer, "Demosthenes und seine Zeit" (1885); Dubois, "Les ligues étolienne et achéenne" (1884); Schorn, "Geschichte Griechenlands von der Entstehung des aetolischen und achäischen Bundes" (1833); Brandstätter, "Geschichte des aetolischen Landes, Volkes und Bundes" (1844); Wilcken y Pauly-Wissowa, "Realencyclopädie" (сл. "Aitolia"); Toepffer y Pauly-Wissowa, "Achaja"; Klatt, "Forsch. z. Geschichte des achäischen Bundes" (1877); Holm, "Geschichte Griechenlands" (III, 1891); Niese, "Geschichte der griech. u. macedon. Staaten" (II, 1899). См., далее, руководства по греческой истории (см. Греция) и по греческим государственным древностям: Hermann-Thumser (1889—1892), Gilbert (1893), Busolt (1892), Латышев — пересмотренное Щукаревым (СПб., 1897), Schömann-Lipsius (1897).
A. M. Придик.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

См. также в других словарях:

  • союзы — Служебная часть речи, используемая как средство выражения синтаксической связи между: 1) членами предложения; 2) частями сложного предложения; 3) компонентами текста. По значению и грамматическим функциям делятся на два класса: 1) сочинительные;… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • СОЮЗЫ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА — название социал демократических организаций 2 й половины 1890 х гг. Первым создан в 1895 Петербургский Союз борьбы за освобождение рабоче го класса , позднее аналогичные Союзы образованы в Москве, Киеве, Екатеринославе, Иваново Вознесен ске, Ека …   Русская история

  • Союзы возвращения на родину — Союзы возвращения на родину  организации, возникшие в США, Франции, Болгарии (самый крупный Союз был в Софии) в среде русских эмигрантов после издания декретов ВЦИК от 3.11.1921 , ВЦИК и СНК от 9.6.1924 об амнистии участников белого движения …   Википедия

  • СОЮЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ — классовые организации капиталистов, обеспечивающие им достижение экономических и часто политических целей: биржевые комитеты, торговые и промышленные палаты, национальные и международные союзы предпринимателей различных отраслей промышленности …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОЮЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ — СОЮЗЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, классовые организации капиталистов, обеспечивающие им достижение экономических и часто политических целей: биржевые комитеты (см. БИРЖЕВЫЕ КОМИТЕТЫ), торговые и промышленные палаты, национальные и международные союзы… …   Энциклопедический словарь

  • СОЮЗЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ — организации, созданные русскими эмигрантами после издания декретов ВЦИК (3.11.1921), ВЦИК и СНК (9.6.1924) об амнистии участников белого движения . Способствовали возвращению в Советскую Россию тысяч бывших военнослужащих и гражданских лиц …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОЮЗЫ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ — российские революционные юношеские организации в 1917 18, предшественники ВЛКСМ. Созданы под руководством большевиков в марте апреле 1917. В числе первых петроградский Социалистический Союз рабочей молодежи и московский Союз рабочей молодежи 3 й… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОЮЗЫ И КОАЛИЦИИ — Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим. Гарри Трумэн Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием. Никколо Макиавелли Коалиция это брак, в котором ревность сильнее любви. Жорж …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СОЮЗЫ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА — «СОЮЗЫ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА», первые общегородские социал демократические организации в 90 х гг. в Санкт Петербурге (см. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (см. ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ… …   Энциклопедический словарь

  • СОЮЗЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ — СОЮЗЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ, организации, созданные русскими эмигрантами после издания декретов ВЦИК (3.11.1921), ВЦИК и СНК (9.6.1924) об амнистии участников «белого движения». Способствовали возвращению в Советскую Россию тысяч бывших… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Союзы» >>

Фильмы