Сикстинская Мадонна это:

Сикстинская Мадонна
знаменитейшая из всех картин Рафаэля Санти, составляющая ныне главное, неоценимое сокровище дрезденской галереи. Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для црк. бенедиктинского монастыря св. Сикста в Пьяченце и украшала собою главный алтарь этого храма до 1754 г., в котором живописец К.-С. Джованнини приобрел ее для саксонск. курфюрста Фридриха-Августа II (польск. короля Августа III) за 20 тыс. дукатов. Принадлежа последней поре деятельности Рафаэля, поре наивысшего развития его стиля и мастерства, С. Мадонна замечательна также тем, что написана всецело им самим, без участия учеников и помощников, которым в эту пору, будучи завален работами, он по необходимости поручал некоторые из них. Поэтому ни в одном произведения Рафаэля на религиозные темы его художественная личность не отражается с такою полнотою и яркостью, как в этой картине, не выказывается величественнее и сильнее гениальность, с какою он изобретал священные композиции и облекал их в формы дивной красоты. Стоящему перед С. Мадонной как бы открывается неземное видение, таившееся за вдруг отдернутой в обе стороны и подобранной кверху зеленой занавеской: Пресв. Дева с Младенцем-Христом на руках парит из глубины лучезарных небес прямо к зрителю, несомая легкими облаками, которых едва касаются ее стопы; из окружающего ее нежно-золотистого света выплывают головки малюток-ангелов, одни в смутных, туманных очертаниях, другие — там, где у краев озаренного светом пространства проглядывает небесная лазурь, — в более ясных формах; справа и слева у ног Богоматери стоят на облаках коленопреклоненные св. Сикст и св. Варвара. Из сонма ангелов двое, совсем впереди, облокотившись на балюстраду, часть которой со стоящею на ней тиарою св. Сикста видна в самом низу картины. Идеал божественной красоты, олицетворить который фантазия первых христианских художников пыталась еще неразвитыми средствами искусства и который позже, с того времени, как занялась заря Возрождения, значительно ярко выражался в созданиях выдающихся итальянских живописцев, нашел себе здесь, в фигурах Мадонны и ее Сына, поразительно-совершенное воплощение. Рафаэль, видимо, задался целью изобразить Приснодеву, несущую в мир его будущего Искупителя; по своей несравненной, неземной красоте она — тип юной женщины, преисполненной чистоты и благодати: большими широко открытыми очами смотрит она вперед, глубоко проникнутая сознанием своего высокого призвания — сознанием, которое заглушает в ней все другие чувства; ее взор не устремлен ни на что определенное и свидетельствует о том, что владеющая ею мысль, что на руках у нее — обещанный Мессия, не оставляет в ней места ни для какой другой идеи, ни для какого ощущения, ни для какого внутреннего движения. Несомый ею Младенец, с выражением необычайной нравственной силы в блестящих, больших, неподвижно уставившихся глазах, — нежное существо, которому дивным образом придана экспрессия духовного могущества, долженствующего покорить и искупить человечество; во всем христианском искусстве не найти ничего подобного этой детской фигуре, ничего, что могло бы выдержать сравнение со взглядом этого ребенка, наполняющим душу священным трепетом. Великолепны также фигуры двух святых у ног Богородицы. В пламенной молитве старец-Сикст обратился умиленным лицом к небесному видению и просительным жестом правой руки указывает на мир, нуждающийся в спасении; св. Варвара, наделенная красотою и миловидною грацией, в смущении от необычайности происходящего потупила свои очи. Наконец, очень хороши по экспрессии два ангела, опирающиеся на балюстраду: наивно-серьезными, детскими глазами они спокойно смотрят вверх, на парящие в небесах фигуры, которые лишь в них одних не возбуждают удивления. Вполне естественно, что столь замечательная картина была много раз копирована и воспроизводима в гравюре, литографии и фотографических снимках. Как на лучшие из ее старинных копий должно указать на принадлежащую Руанскому музею (отличающуюся от оригинала некоторыми изменениями) и на другую, недавно являвшуюся в продаже в Швейцарии. Гравировали С. Мадонну: К.-Г. Шульце, И.-K.-B. Готтшик, К.-Г. Мюллер, Фр. Мюллер, М. Стейнла, Буше-Денуайе, Ф. Нордгейм, И.-Г. Нордгейм, И. Келлер, Э. Мандель и И. Кольшейн (все резцом), В. Унгер и М. Горте (крепк. водкою); литографировали А. Цельнер-Ганфштенгль и друг.; лучшие из фотографий изданы А. Брауном, Берлинским фотографическим обществом, Тамме и Гарфштенглем. Ср. К. Верман, "Die Sixtinische Madonna" (в журнале "Kunst für Alle", т. IX, 1894, стр. 97 и сл.) и Г. Люке, "Дрезденская картинная галерея" (перев. с нем. языка под редакцией А. И. Сомова, изд. А. Суворина, 1898, стр. 22 и сл.).
А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Сикстинская Мадонна" в других словарях:

  • СИКСТИНСКАЯ МАДОННА — изображение Божией Матери, написанное Рафаэлем, в начале XVI в.; хранится в картинной галерее гор. Дрездена. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. СИКСТИНСКАЯ МАДОННА самое совершенное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИКСТИНСКАЯ МАДОННА — картина Рафаэля (1515 19, Картинная галерея, Дрезден), изображающая богоматерь с младенцем, святой Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции величественное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИКСТИНСКАЯ МАДОННА — «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА», картина Рафаэля (1515 19, Картинная галерея, Дрезден), изображающая богоматерь с младенцем, святой Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции величественное спокойствие, торжественность сочетаются с… …   Энциклопедический словарь

  • Сикстинская Мадонна — …   Википедия

  • "Сикстинская мадонна" — см. в ст. Рафаэль. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) …   Художественная энциклопедия

  • «Сикстинская Мадонна» — картина Рафаэля (1515 19, Картинная галерея, Дрезден), изображающая Богоматерь с младенцем, св. Варварой и св. Сикстом. В гармоничной классической композиции величественное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги …   Энциклопедический словарь

  • Сикстинская мадонна — Сикст инская мад онна …   Русский орфографический словарь

  • Сикстинская мадонна — …   Орфографический словарь русского языка

  • Сикстинская Мадонна — знаменитая картина великого художника Рафаэля Санцио, жившего в Италии в эпоху Возрождения (1483 1520). Картина была написана для церкви бенедектинского монастыря св. Сикста в Пьяченце, в настоящее время находится в Дрезденской картинной галлерее …   Исторический справочник русского марксиста

  • Мадонна Альдобрандини — Мадонна лорда Гарвага Мадонна Альдобрандини (Madonna Aldobrandini)  одна из мадонн Рафаэля, написанная им предположительно в 1509 10 гг., пер …   Википедия

Книги

  • Пазл "Сикстинская Мадонна. Рафаэль", 1000 элементов, . Вы любите ходить в музеи, интересуетесь искусством мастеров эпохи Возрождения и восхищаетесь гением Рафаэля? Погрузитесь в мир настоящих шедевров, соберите фрагмент знаменитого… Подробнее  Купить за 1158 руб
  • Рафаэль, . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого зарубежного художника Рафаэля. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут… Подробнее  Купить за 884 руб
  • Рафаэль, . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого зарубежного художника Рафаэля. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным… Подробнее  Купить за 764 руб
Другие книги по запросу «Сикстинская Мадонна» >>

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»