Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Сивилла

Перевод
Сивилла
(Σίβυλλα, Sibylla) и сивиллины книги (libri Sibyllini). — Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя экстатический характер их гадания имел много общего с оргиастической стороной греческой религии. С., к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснить из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого экстаза С. дано у Вергилия в VI кн. Энеиды (42—155). Деятельность С. в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых С. в эпохи, предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллиных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание Троянской войны, по логическому выводу преданья жила до Троянской войны. Первый, у кого встречается упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. до Р. Хр.), знавший лишь одну С.; об одной С. говорят также Аристофан, Платон и Аристотель. Гераклит Понтийский, ученик Платона, знал трех С. — эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую); у позднейших писателей существуют указания, что было 4, 8, 10, 12 С. Деятельность С. приурочивалась преимущественно к северо-западному углу Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам троянское происхождение и признать прообразы С. в Кассандре и Манто. Такою изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". Более всего сведений имеется о кумской С., которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого (по др. — Тарквиния Приска). С именем последнего предание связывает так наз. сивиллины книги, числом девять, которые кумская С. предложила купить царю (Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказался. Тогда С., бросив в огонь три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По вторичном отказе царя С. сожгла еще три книги и еще раз предложила купить за ту же цену оставшиеся три книги. Посоветовавшись с авгурами, Тарквиний решил купить эти книги. Они были помещены в Капитолийском храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других (быть может, из греков, чтобы служить переводчиками и истолкователями). Выделяя в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было время, когда государство официально признало греческие культы, введение которых связано главным образом с появлением в Риме сивиллиных книг. Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, сивиллины книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения сивиллиных предсказаний (ср. Klausen, "Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в I половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена и когда вследствие нашествия лидян и персов греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию. Догадка о происхождении сивиллиных изречений в Троаде подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма в 83 г. до Р. Хр. отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С какою целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. По предположению Клаузена, С. и др. странствующие пророки (χρησμολόγοί) составляли группу, цель которой была подорвать славу и значение местных оракулов — додонского, дельфийского и др. Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров, подобно тому, как в средние века библейские и Вергилиевские Sortes, взятые наудачу, применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений. Жрецы, приставленные для наблюдения за сивиллиными книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri) Sacris faciundis и были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности. С 367 года число их возросло до 10, причем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis) — число, которое держалось до последнего времени существования сивиллиных книг. Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом в 12 г. тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В религиозной жизни государства сив. книги играли значительную роль, так как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere) по приказанию сената в случаях, угрожавших опасностью государству, — при тревожных знамениях, поветриях и в других критических обстоятельствах (ср. у Ливия III, 10; V, 3; X, 47, XXI, 62; XXII, l, 9; XXIX, 10; XXXVI, 37; XLI, 21). Результатом консультаций было большею частью указание ввести какой-либо обряд, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору рим. государства, обязаны своим происхождением сив. книгам. Сюда относится введение в римский пантеон новых божеств — Аполлона, Латоны, Великой матери, Эскулапа — и перенесение на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влиянием сив. книг произошли также большие перемены в обрядовой стороне римской религии, возникли некоторые религиозные установления, напр. лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Хр.) и L. Saeculares (см.).], и вообще изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой религии. В составе сивиллиных книг находились также чисто италийские изречения, напр. этрусские, тибуртинские, Марциевы и др. В 213 г. до Р. Хр. сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в народе сборники предсказаний, причем carmina неизвестного Марция были признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изречения, как италийского, так и иноземного происхождения, были известны также под названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас сборников находятся изречения, сочинение которых восходит не дальше второго века и среди которых можно найти следы еврейского и христианского влияний позднейшего времени. Ср. Bouché-Leclerq, "Histoire de la divination dans l'antiquité" (П., 1879—82; есть русск. перев.); Klausen, "Àeneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839—40); Heidbreede, "De Sibyllis" (Б., 1835); Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд, 1879); Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquité" (П., 1874); Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852); Alexandre, "Oracula Sibyllina" (Пар., 1841—56); Ewald "Ueber Entstehung, Inhalt und Werth der Sibyllinischen Bücher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. der Wissensch. zu Göttingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43 сл.); Diels, "Sibyllinische Blätter" (Б., 1890); Fehr, "Studia in Oracula Sibyllina" (Упсала, 1893); Marquardt, "Römische Staatsverwaltung" (III т., стр. 351 сл., Б., 1885); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquites" (II т., стр. 668 и сл., Л., 1891).
H. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

См. также в других словарях:

  • СИВИЛЛА — (греч. sibyla, от дорич. sios theos бог, и bule воля). Так назывались в древней Греции вдохновенные пророчицы предсказательницы, возвещавшие волю богов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИВИЛЛА греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • сивилла — пророчица, сибилла, знахарка, гадалка, прорицательница, ворожея, вещунья, пифия, предсказательница Словарь русских синонимов. сивилла см. предсказательница 2 Словарь синонимов русского языка. Практический …   Словарь синонимов

  • Сивилла — (Sybylla, Σίβυλλα). Название десяти пророчиц, из которых самой знаменитой считалась Кумекая Сивилла (жившая, по преданию, около г. Кум в южной Италии), с которой советовался Эней прежде чем спустился в подземный мир. Этой Сивилле приписывалось… …   Энциклопедия мифологии

  • Сивилла — Сивилла, греч. Sibylle, лат. Sibylla, восточного происхождения обозначение прориательницы, которая не была жрицей, которая благодаря своему званию отвечала на задаваемые ей вопросы, но женщиной, изрекавшей боговдохновенные пророчества в состоянии …   Античные писатели

  • СИВИЛЛА — (с. и С.; в др. греч. мифологии прорицательница (первонач. С. имя собственное одной из прорицательниц); см. тж СИБИЛЛА) Сивилла! Зачем моему …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Сивилла —    Первоначально греки называли так женщин пророчиц, пришедших с Востока. Варрон насчитывает их уже десять. Самая знаменитая Сивилла из Кум (Кампания); в Энеиде Вергилия она учит Энея, как спуститься в Подземное царство (см. Золотая ветвь).… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • СИВИЛЛА — Первоначально греки называли так женщин пророчиц, пришедших с Востока. Варрон насчитывает их уже десять. Самая знаменитая – Сивилла из Кум (Кампания); в «Энеиде» Вергилия она учит Энея, как спуститься в Подземное царство (см. Золотая ветвь).… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • сивилла — сибилла (Сивилла) (иноск.) предвещательница; намек на древних Сибилл советниц богов, которых насчитывали около десяти Ср. Ленорман... предсказала молодому артиллерийскому поручику (Наполеону) по чертам ладони, что он выиграет не одно сражение...… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Сивилла — ж.; = Сибилла Женщина, предсказывающая судьбу; прорицательница (у древних греков и римлян). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сивилла — сивилла, сивиллы, сивиллы, сивилл, сивилле, сивиллам, сивиллу, сивилл, сивиллой, сивиллою, сивиллами, сивилле, сивиллах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

Книги

  • Сивилла, Шрайбер Ф.Р.. Подлинная история женщины, в сознании которой существовали 16 различных личностей! Говорят, что в каждом человеке живет еще кто-то, какая-то вторая личность, котораяпорой толкает нас на… Подробнее   Купить за 297 руб
  • Сивилла, Шрайбер Флора Рита. Подлинная история женщины, в сознании которой существовали 16 различных личностей! Говорят, что в каждом человеке живет еще кто-то, какая-то вторая личность, котораяпорой толкает нас на… Подробнее   Купить за 295 руб
  • Сивилла, Флора Рита Шрайбер. Говорят, что в каждом человеке живет еще кто-то, какая-то вторая личность, которая порой толкает нас на непредсказуемые поступки, а иногда, наоборот, защищает от ошибок. А теперь представьте,… Подробнее   Купить за 290.1 руб
Другие книги по запросу «Сивилла» >>