Россини

Россини
(Gioachino Rossini) — знаменитый итальянский композитор (1792—1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался в болонской консерватории у Станислава Маттеи и уже 16-ти лет дебютировал кантатой "Pianto d'armonia par la morte d'Orfeo". Изучение немецких классиков, в особенности Гайдна, много повлияло на расширение кругозора P. в области гармонии и инструментовки. Карьеру оперного композитора Р. начал в Венеции, в 1810 г., оперой-буфф "La Cambiale di matrimonio". Его деятельность делилась между Венецией и Болоньей: он сочинял от 4 до 5 опер в год, будучи связан заказами антрепренеров. В 1812 г. появился первый опыт Р. в области opera-seria: "Ciro in Babilonia", поставленная в Ферраре с большим успехом. Вскоре Р. получил доступ в La Scala, в Милане, после чего его произведения завоевали самые видные сцены Италии. В "Tancredi", имевшем огромный успех в Венеции, в 1813 г., видна уже значительная зрелость. Обаятельность россиниевских мелодий, вследствие их новизны и свежести, была чрезвычайно велика. Улыбышев, известный биограф Моцарта, вспоминая о первом представлении "Танкреда", говорит, что все до тех пор знакомое ему и любимое им, все, что он играл и пел, было забыто; ему казалось, будто он в первый раз слышит музыку. В 1815 г. Р. переносит свою деятельность в Неаполь, законтрактованный импресарио Барбайя. Знакомство с певицей Кольбран, которая впоследствии стала его женой, имело большое влияние на направление деятельности Р. Имея в виду драматический талант этой певицы, Р. перешел исключительно на оперы драматические, почти закончив свое служение опере-буфф знаменитым "Севильским цирюльником", который, после сомнительного успеха на первом представлении (в 1816 г., в Риме), вскоре завладел вниманием публики и с тех пор до нашего времени пользуется повсеместным и неизменным успехом. Неиссякаемая творческая деятельность Р. продолжалась с 1808 до 1829 г., когда Р., поставив в Париже "Вильгельма Телля", покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37 лет от роду. Города Италии, Вена, Лондон дали Р. славу и состояние, но Париж имел на него самое благодетельное художественное влияние. С переселением Р. в Париж, в 1824 г., начинается перемена в направлении его опер. Среди виртуозного блеска прежних его произведений встречались лишь эпизодически порывы истинного драматического дарования; теперь колоратура отодвигается на второй план, уступая место сознательному драматическому движению. Свою прежнюю оперу "Магомет" Р., сознавая новые условия, с которыми ему пришлось считаться в Париже, переделал; под названием "Осада Коринфа" она была дана на сцене "Большой оперы" в 1826 г. В смысле драматическом была переделана и опера "Моисей", данная там же в 1827 г.; затем следовала комическая опера "Граф Ори". "Фенелла" Обера и оперы Спонтини сильно подействовали на Р.: его "Вильгельм Телль" представляет такую высокую ступень в области оперы, как музыкальной драмы, до которой Р. никогда не доходил прежде. Замечательно, что это капитальное произведение, занимающее и до сих пор видное место в ряду самых выдающихся опер, было написано в шесть месяцев. Хотя опера эта имела успех, но его нельзя назвать блестящим. На прекращение оперной деятельности Р. повлияло и то обстоятельство, что польская революция 1830 г. лишила его положения директора придворной музыки и генерального инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно обязанным писать для королевской оперы. Охлаждение театральной администрации и отчасти публики — с одной стороны, отсутствие принуждения к писанию опер — с другой, дали волю ленивой южной натуре Р., в продолжение 21 года не знавшего покоя: он замолк и только изредка писал для своего удовольствия и для своих друзей. Так появились "Stabat Mater" в 1841 г., "Tantum ergo" в 1847 г., месса в 1864 г. и несколько мелких вещей. В 1867 г. Р. написал для всемирной парижской выставки кантату "Le chant du Titan". Всего Р. написал более 50 крупных произведений, светских и духовных. Из них замечательны, кроме упомянутых выше, "Сорока-воровка" (1817), "Ченерентола" (1817), "Семирамида" (1823).
См. Giuseppe Carpani, "Le Rossiniane ossia lettere musico-teatrali" (Падуя, 1824); Beyle (под псевдонимом Stendhal), "Vie de Rossini" (П., 1822); Wendt, "Rossini's Leben und Treiben" (Лейпциг); Escudier, "Rossini, sa vie et ses oeuves" (П., 1854); Nicolo Bettoni, "Rossini e la sua musica" (Милан, 1824); Papillon, "Lettre critique sur Rossini" (Париж, 1823); Montazio, "G. Rossini" (Турин, 1862); Azevedo, "Rossini, sa vie et ses oeuvres" (П., 1865); Pougin, "Rossini; notes, impressions, souvenirs, commentaires" (П., 1870); Silvestri, "Della vita e delle opere di Gioachino Rossini" (Милан, 1874); Zanolini, "Biografia di Gioachino Rossini" (Болонья, 1875); Edwards, "Rossini's Life" (Лондон); Struth, "Rossini, sein Leben, seine Werke und Charakterzüge" (Лейпциг); А. Н. Серов, "Rossini" ("Journ. de St. Petersbourg", 1868, №№ 18 и 19) и на русском языке в IV т. его "Критических статей".
Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Россини" в других словарях:

  • Россини — Россини, Джоаккино Джоаккино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор, портрет работы Винченцо Камуччини …   Википедия

  • Россини — (Gioachino Rossini) знаменитый итальянский композитор (1792 1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотямногие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался вболонской консерватории у Станислава Маттеи и уже… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Россини Д. — Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 …   Википедия

  • Россини Д. А. — Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 …   Википедия

  • Россини Д. А. —         (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать певицей. Обучался игре на спинете… …   Музыкальная энциклопедия

  • Россини — (Rossini)         Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец трубач и валторнист, мать певица). С детства обучался пению,… …   Большая советская энциклопедия

  • РОССИНИ — (Джоаккино Антонио Р. (1792 1868) итал. композитор; см. тж ПЕЗАРСКИЙ) Теперь и пенного Россини По новому впиваю вновь И вижу только чрез любовь, Что небеса так детски сини. Куз915 (192) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • РОССИНИ — Джоакино Антонио, композитор, в котором в последний раз воплотился гений истинно национальной итальянской оперы с ее ласкающим благозвучием и мелодическим богатством; род. 29 февр. (по собственным словам 2 марта) 1792 в Пезаро в Романье (отсюда… …   Музыкальный словарь Римана

  • Россини Джоаккино Антонио — Россини (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, ‒ 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец ‒ трубач и валторнист, мать ‒ певица). С детства обучался… …   Большая советская энциклопедия

  • РОССИНИ (Rossini) Джоаккино — (1792 1868) итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы 19 в. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием оперу буффа, вершина… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»