Право обычное церковное

Право обычное церковное
(богосл.) — под обычным церковным правом разумеется совокупность правил, которые, не будучи установлены положительным законом, соблюдаются в жизни с убеждением в их правоте. В христианской церкви возникновение таких обычаев, которые соблюдались повсеместно, не имея для себя письменного основания, современно самым первым начаткам христианской церковной жизни. Ап. Павел ссылается на обычай церковный в своем рассуждении о том, что жены в церковных собраниях должны являться с покрытой головой (I Кор. XI, 26). В последующее время, до вселенских соборов, предание и обычай были единственным руководительным началом в решении таких церковно-практических вопросов, относительно которых нет прямого указания в Новом Завете. По свидетельству Тертуллиана, в его время было много таких установлений, которые без всякого писания силой обычая сохранялись. Соборы вселенские некоторые из своих постановлений основывают также на силе древних обычаев и требуют вообще, чтобы соблюдаемы были обычаи каждой церкви (Трул. 39).
Несмотря на то, что в русском церковном законодательстве нет ясного признания юридической силы за обычаем, в действительной церковно-юридической жизни обычай, несомненно, имеет большое значение. Более или менее полного и приведенного в систему собрания русских церковных обычаев нет в нашей духовной литературе. Против многих действовавших в прежнее время вредных для церковной жизни обычаев вооружались Стоглавый собор и Регламент Петра Вел. Обычай действует в настоящее время по самым разнообразным направлениям церковной жизни: в области богослужения и обрядов церковных, во взаимных отношениях приходского духовенства к чужеприходному в случаях совершения треб этим последним, в способах и формах вознаграждения духовенства за требоисправления и приходского обеспечения их разными сборами, в оставлении приходских мест за дочерьми умерших церковно- и священнослужителей, в славлении по домам, в деревенских праздниках и в крестных ходах вокруг полей и проч.
См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889); И. Бердников, "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви" (Казань, 1888).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Право обычное церковное" в других словарях:

  • Право обычное церковное — – совокупность правил, которые, не будучи установлены положительным законом, соблюдаются в жизни с убеждением в их правоте. Такие правила возникли в христианской церкви современно самым первым начаткам христианской церковной жизни. Ап. Павел …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У …   Википедия

  • право — сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? права, чему? праву, (вижу) что? право, чем? правом, о чём? о праве; мн. что? права, (нет) чего? прав, чему? правам, (вижу) что? права, чем? правами, о чём? о правах 1. Правом называется свод… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Африканское право — или африканская правовая семья  термин, часто используемый в сравнительном правоведении, обозначающий совокупность действующих национальных правовых систем на Африканском континенте. На сегодняшний день в Африке существует более 50… …   Википедия

  • Россия. Русское право: История русского права — А. История русского права. 1) Очерк развития государственных учреждений и источников правообразования до начала XVIII века. Период княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Юриспруденция — или наука о праве принадлежит к числу древнейших наук, привлекавших к себе внимание ученых. Не у всех народов она получила одинаковое развитие и не у всех выделилась в особую отрасль изучения. В зависимости от того, в какой степени правовые… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Французская революция — Содержание I. Место Ф. революции в европейской истории. II. Основные причины Ф. революции. III. Общий ход событий с 1789 по 1799 гг. IV. Непосредственное влияние революции на внутреннюю историю Франции и других стран. V. Историография Ф.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИНКВИЗИЦИЯ — институт Римско католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической церкви. Хотя эта организация была создана в начале 13 в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более… …   Энциклопедия Кольера

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»