Перемазовщина

Перемазовщина
старообрядческий толк, обособившийся в беглопоповщине под влиянием споров о чиноприеме иереев, переходящих из православия. Вопрос этот решался на практике не одинаково: в одних общинах иереев перекрещивали в полном облачении (чтобы "благодать не улетела на небо"), в других (в большинстве) — принимали только вторым чином (т. е. через миропомазание), в третьих, наконец, ограничивались третьим чином (т. е. отречением от ересей). В 1777 г. наставники Рогожского кладбища, следовавшего второму мнению, "отважились составить некое составление от нарда и некиих благодухновенных качеств", т. е. задумали сварить миро, в котором ощущался недостаток (см. Беглопоповщина). Это мироварение чрезвычайно обострило вопрос, не возбуждавший раньше открытых пререканий, и привело к выделению П. в особую секту. Стародубские слободы (где процветало Дьяконово согласие) выступили с открытым протестом против самоуправства Рогожского кладбища, решившегося на столь важный акт без совета с остальными. Чтобы оправдать свой поступок и прийти к окончательному решению вопроса о чиноприеме, рогожские старообрядцы составили у себя собор, получивший впоследствии название "перемазанского". Собор имел десять "седений" (заседаний), происходивших поочередно в домах именитых московских старообрядцев в период с ноября 1779 по январь 1780 г.; присутствовало от 100 до 300 человек. Прения окончились тем, что стародубские депутаты окончательно порвали сношения с рогожскими, иргизскими и керженскими собратьями, которые в свою очередь постановили со стародубскими дьяконовцами не пить, не есть и не молиться. Определением собора вопрос о миропомазании приходящих извне попов и мирян решен был в утвердительном смысле, но сваренное в 1777 г. миро постановлено было уничтожить. Так образовалось согласие, именуемое П.; на стороне его оказались важнейшие центры беглопоповщины — Рогожское кладбище, Керженские скиты и Иргиз, так что в численном отношении П. заняла в беглопоповщине первое место. Полемика по затронутому на соборе вопросу продолжалась и позже: известный деятель Иргиза Сергей Юршев написал "Обыскательное рассуждение", доказывавшее, что перемазывание беглых попов необходимо, так как иначе они не будут очищены от еретической скверны. Влияние этого сочинения было очень велико: "исправа" беглых попов стала как бы монополией Иргиза (см.). В общем составе беглопоповских сект П. представляет собой фракцию "крайних", "непримиримых"; в то время как более мягкие дьяконовцы путем постепенных уступок вошли в недра единоверия, последователи П. во всей строгости удержали принцип о еретичестве православной церкви. Впоследствии из П. возникла секта австрийского священства. Ср. "Сказание о перемазанском соборе 1779—1780 гг." ("Братское слово", 1888, август — сентябрь); Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895, стр. 131—132 и 137—141).
К. Х.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Перемазовщина" в других словарях:

  • перемазовщина — сущ., кол во синонимов: 1 • перемазанство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Перемазовщина — ж. Один из толков поповщины у старообрядцев, переход в который сопровождался обрядом вторичного помазания миром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • перемазовщина — перем азовщина, ы …   Русский орфографический словарь

  • перемазовщина —    Начало этому толку поповщины было положено во второй половине XVIII в. беглыми попами Рогожского кладбища, которые учили, что непременно нужно священников, обращающихся от Русской Церкви к мнимому старообрядчеству, перемазывать, т. е. вновь… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев удалился в леса (в Московской губернии), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с …   Биографический словарь

  • Сергий Юршев — (в миру Симон Петрович) выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сергий раскольник — (в миру Симон Петрович Юршев) выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Стародубье — лесистая местность в нынешней Черниговской губернии. Сюда в конце 60 х годов XVII века был занесен раскол. В конце 70 х гг. сюда эмигрировала колония московских старообрядцев в 20 человек, имея во главе попа своего Кузьму, и, по указанию… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Толк — 1) какое либо особое учение о вере или нравственности; 2) самое общество, образуемое последователями известного учения. Т. раскольников называются у них общинами, братствами, согласиями, кораблями и проч. Как поповщина, так и беспоповщина… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сергий, в мире Симон Петрович Юршев — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»