Мюнцер Фома

Мюнцер Фома
(Munzer) — радикальный проповедник времен реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, М. увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам. Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. М., в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки). Отставленный магистратом, М. едет в Прагу, где громит "попов и обезьян". Затем М. появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства "святых": "Израиль" (избранники) должен истребить безбожных "ханаанитов". Руководимые М. энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как "пещеры дьявола". М. развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам М. заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: М. с молотом, М. с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен "светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу". Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер назыв. М. "альштедтским сатаной", а М. Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену. После новых странствований по южной Германии, где М. завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый "вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится общность имуществ; М. отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри. В новом строе М. не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, "идолов в домах и сундуках"; главной его темой было — кровавое истребление всех врагов Христа. Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, М.: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния М., он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать М. крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, М. потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.
О М., помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, "Leben, Schüiften u. Lehren Th. Müntzers"(1795); Seidemann, "Th. Münzer" (1842); Merx, "Th. Munzer u. Pfeiffer" (1889).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мюнцер Фома" в других словарях:

  • Мюнцер, Фома — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 27 мая 1525 радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов …   Википедия

  • Мюнцер Фома — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 27 мая 1525 радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов …   Википедия

  • Мюнцер, Томас — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490  27 мая 1525) радикальный проповедник времён Реформации …   Википедия

  • Фома Мюнцер — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 27 мая 1525 радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов …   Википедия

  • Мюнцер Т. — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 27 мая 1525 радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов …   Википедия

  • Мюнцер Томас — С гравюры XVIII века Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 27 мая 1525 радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов …   Википедия

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ — или Ренессанс (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. 14 16 вв. Ее историческое развитие можно разделить на три периода. Первый (14 в.) период размежевания… …   Философская энциклопедия

  • ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ — [лат. Ioachim Florensis или de Flore] (Ɨ 30.03.1202, Канале, близ г. Пьетрафитта, Калабрия), средневек. богослов, экзегет, мистик; аббат монашеского ордена цистерцианцев, основатель флорского монашеского ордена, вдохновитель религ. движения… …   Православная энциклопедия

  • Крестьянская война 1524-1525 гг. — так называется крестьянское движение, охватившее в XVI в. значительную часть Германии и слагавшееся из нескольких местных движений, возникших почти одновременно, хотя отдельные банды восставших К., не имевшие общего начальства, и действовали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско платоническо христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»