Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр Андреевич
знаменитый исторический живописец, род. в СПб., 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил "посторонним" учеником в Имп. академию худож. и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения худож., под главным руководством своего отца, профессора живописи А. И. Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебр. медали, был награжден, в 1824 г., мал. золот. медалью за написанную по программе картину:
"Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" (наход. у К. Т. Солдатенкова, в М.), а в 1827 г. — больш. такой же медалью и званием художника XIV кл., за исполнение другой программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона". Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт отправляется в поход против Химеры". Удовлетворив этому требованию (картина наход. у М. П. Боткина, в СПб.), И. пустился в путь, в 1830 г., и чрез Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского "Сотворения человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этой целью написал, в 1834 г., "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (наход. в Имп. Эрмитаже) — картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех как в Риме, так и в СПб., где художник был признан за нее, в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, И. принялся за "Явление Мессии", глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях. Начав работу с полною верой в божественность избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению благодаря в особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком двадцать лет, (1836-57), и только в 1858 г. И. решился отправить ее в СПб. и явиться туда вместе с нею. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал академии худ. составила событие в русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова. В печати она была встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиной беспредельно; другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не разрешил ее удовлетворительно, видели в ней лишь собрание более или менее интересных этюдов, недостаточно связанных одним общим движением и, в особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства истинно-художественных людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение И. к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, — все это завоевало творцу "Явления Мессии" горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказала решительное влияние на многих из их числа. Однако И. не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 г. После его кончины, "Явление Мессии" было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому публичному музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми И. занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле Немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым.
Ср. М. П. Боткина, "А. А. И., его жизнь и переписка" (СПб. 1880) и в биографич. библиотеке Ф. Павленкова.
А. С-в

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Иванов Александр Андреевич" в других словарях:

  • Иванов Александр Андреевич — Александр Иванов Имя при рождении: Александр Андреевич Иванов Дата рождения: 16 (28) июля 1806 Дата смерти …   Википедия

  • Иванов, Александр Андреевич — живописец, академик; род. 16 июля 1806 г., умер 3 июля 1858 г. в Петербурге. Родившись в стенах Академии Художеств отец Иванова был одним из лучших профессоров ее А. А. Иванов стал учиться рисованию, как только мог держать в руках карандаш.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ИВАНОВ Александр Андреевич — (1806 58) российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831 58 жил в Италии. В ранних произведениях ( Аполлон, Гиацинт и Кипарис , 1831 34) дал возвышенно поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иванов Александр Андреевич — [16(28).7.1806, Петербург, 3(15).7.1858, там же], русский живописец. Учился в качестве «вольноприходящего» ученика в петербургской АХ (1817 28) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830 пенсионер общества поощрения художников в …   Большая советская энциклопедия

  • Иванов Александр Андреевич —         (1806 1858), русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817 28) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831 58 жил в Риме, посетил города… …   Художественная энциклопедия

  • Иванов Александр Андреевич — Иванов (Александр Андреевич) знаменитый исторический живописец, родился в Санкт Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил посторонним учеником в Императорскую Академию Художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества… …   Биографический словарь

  • Иванов Александр Андреевич — (1806—1858), живописец. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1817—1828) у своего отца — А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова; академик с 1836. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, посетил Австрию и Германию, с 1831 жил в Риме.… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Иванов Александр Андреевич —       (1806 1858), живописец. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1817 1828) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова; академик с 1836. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, посетил Австрию и Германию, с 1831 жил в Риме. Произведения… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Иванов, Александр Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Александр. Александр Андреевич Иванов …   Википедия

  • Иванов Александр Андреевич — (1806 1858), российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831 58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831 34) дал возвышенно поэтическое истолкование принципов классицизма. Углублённо работал над натурой, добился… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»