Евномий

Евномий
(† 398) — ересиарх IV века, представитель (после Аэтия) крайнего арианства, родом из Каппадокии, сын сельского учителя; учился риторике в Константинополе; был сначала домашним наставником, потом, по нужде, портным; переселившись в Антиохию, сделался учеником Аэтия, прославился красноречием, был посвящен в диаконы, а затем в епископы города Кизика; обнаружил вполне свое арианство в царствование императора Валента и вызвал обстоятельные опровержения со стороны Василия В. и Григория Нисского; был потом, при победе православия, низложен и изгнан на родину, где и умер; оставил книгу "Λόγος α'ποχολητικός".
Признавая (в отличие от Ария и в согласии с Аэтием), что наш разум может иметь совершенно верное понятие о природе Божества, Е. полагал сущность этой природы в безусловной первоначальности, непроизведенности или нерожденности Божества; отсюда он выводил, что 2-е Лицо св. Троицы, как Рожденное, не может быть причастно Божественному Существу; природа Сына не только не тождественна, но даже неподобна природе Отца (α'νομοιος; отсюда аномэи); чтобы быть последовательным, Е. даже избегал самых терминов Отец и Сын как указывающих на единство природы и предписывал крестить во имя Нерожденного. Единственною связью между нами и Богом Е. считал разум или веру, основанную на рассуждении. Этому взгляду соответствует известие, что при крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, полагая, что нижняя не подлежит спасению и должна быть предоставлена диаволу — черта сходства с манихейским дуализмом, не случайная, а вытекающая из односторонне отрицательного понятия о божестве, общего обеим ересям. Евномиане были особенно многочисленны в Антиохии и Константинополе и набирались преимущественно из высшего класса. Секта, процветавшая особенно в царствование Валента, потеряла практическое значение еще при жизни основателя. См. Klose. "Gesch. u. Lehre des Eun." (Киль, 1833); Newman, "The Arians of the IV century", (Оксф., 1834); Harnack, "Dogmengeschichte" (1 ч. Б. 1890).
Вл. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Евномий" в других словарях:

  • Евномий — Εὐνόμιος 10 й епископ Кизикский 360   361 Церковь: Кизикская православная церковь …   Википедия

  • ЕВНОМИЙ — (ум. ок. 395) неортодоксальный христианский богослов, представитель крайнего арианства, имевший многочисленных последователей. Опровержению его идей посвящено сочинение Григория Нисского Против Евномия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Евномий — (?  около 395), христианский богослов, представитель крайнего арианства, имевший многочисленных последователей. Опровержению его идей посвящено сочинение Григория Нисского «Против Евномия». * * * ЕВНОМИЙ ЕВНОМИЙ (ум. ок. 395), неортодоксальный… …   Энциклопедический словарь

  • ЕВНОМИЙ — [греч. Εὐνόμιος], епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.). Защитник тринитарных взглядов Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской. С именем Е. связаны 2 фрагмента из послания к некоему Зосиме. Они сохранились в позднейшей патристической компиляции… …   Православная энциклопедия

  • Евномий — ЕВНÓМИЙ (? – ок. 395), богослов, предст. крайнего арианства, имевший многочисл. последователей. Опровержению его идей посвящено соч. Григория Нисского Против Евномия …   Биографический словарь

  • Евномий — – Е. был учеником Аетия. Происходил из Александрии. Был епископом в Кизике, но, низложенный за приверженность к арианизму Констанцием, сделался духовной главою их. Был несколько раз изгоняем и умер в своем имении Докаре около 395 года.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЕВНОМИЙ КИЗИКСКИЙ — (ум. ок. 394), греч. арианский епископ, писатель и экзегет. Род. в семье земледельца. Был секретарем арианского идеолога Аэция Антиохийского. Ок. 360 по решению Евдоксия, еп. Константинопольского (арианина), Е. был поставлен епископом Кизика,… …   Библиологический словарь

  • АНОМЕИ — [аномии; от греч. ἀνόμοιος неподобный], крайние ариане (см. Арианство), настаивавшие на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии. А. не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему… …   Православная энциклопедия

  • Аномеи — (от греч. ἀνόμοιος  неподобный)  крайние ариане, настаивавшие на сущностной инаковости Отца и Сына, на их неподобии. Аномеи не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему антиохийской… …   Википедия

  • ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»