Донатизм

Донатизм
раскол в Западной церкви. Преследование христиан Диоклетианом вызвало стремление к мученичеству среди христиан Африки; мученики пользовались особенным почтением, целые толпы христиан посещали заключенных; это усиливало гонение, вследствие чего многие благоразумные епископы, в том числе епископ карфагенский Мензурий, старались успокоить умы. Диакон Мензурия, Цецилиан, по поручению последнего силою разгонял толпы христиан на тюремных дворах. Это возбудило среди христиан неудовольствие, которым воспользовались противники Цецилиана, когда он был избран после смерти Мензурия епископом карфагенским. С Донатом из Casae Nigrae во главе они созвали совет, на котором признали посвящение Цецилиана недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, виновным, по их мнению, в измене церкви во время гонений. В епископы был выбран Маиорин, а после его смерти — Донат. Раскол быстро распространился по всей Африке, получив название Д. Вскоре раздор, возникший на почве личных интересов, превратился в принципиальное разногласие. По мнению Д., характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками. Для разрешения спора противники обратились к имп. Константину, который созвал один за другим три собора: в Риме, в Карфагене и в Арле. На первых двух были оправданы Цецилиан и Феликс, на третьем, вопреки донатистам, было постановлено не крестить вторично тех еретиков, которые были крещены во имя св. Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых церкви была доказана, сохраняя силу за таинствами, ими совершенными. Недовольные решениями соборов, Д. отвергли вмешательство светской власти в дела церкви, продолжали поступать по прежнему и этим вызвали преследования со стороны Константина. Император издал эдикт, в силу которого у Д. должны были быть отобраны церкви, а епископы их сосланы. Это побудило донатистов принять в свою среду циркумцеллионов. Циркумцеллионами ("вокруг сельских жилищ бродящие") назывались первоначально бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных. Донатисты, как преследуемые, нашли в них поддержку, наложившую неизгладимое пятно на всю партию, хотя большинство ее не принимало участия в зверствах циркумцеллионов. Константин, убедясь в безполезности преследований, вскоре прекратил их, но при преемниках его Д. несколько раз подвергались гонениям. Донат был сослан и умер в ссылке. Имп. Юлиан из ненависти к христианской церкви покровительствовал донатистам. После его смерти гонения возобновились. Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др. Наибольший вред Д. нанес раздор между епископом карфагенским Примианом и диаконом его Максимианом. Часть донат. епископов постановила низложить Примиана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением и на большом совете в Богае Максимиан был отлучен от церкви, а партия его подверглась гонениям и избиению со стороны примианистов. В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаж. Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны имп. Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся. В 411 г. был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители Д.; имп. Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда. Августин одержал полную победу над донатистами; имп. Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора. Когда Д. отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни. С этого времени Д. начинает мало-помалу исчезать, хотя и продержался еще кое-где до VII в., до покорения Африки сарацинами. См. F. Ribbek, "Donatus u. Augustinus oder der erste entscheidende Kampf zwischen Separatismus u. Kirche" (1858); кн. E. Трубецкой, "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м в. Часть I. Миросозерцание блаженного Августина" (М., 1892).
Э. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Донатизм" в других словарях:

  • ДОНАТИЗМ — Раскол в западной церкви Доната. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДОНАТИЗМ учение еретиков IV века, которые полагали, что Церковь не может существовать иначе, как если священнослужители будут… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДОНАТИЗМ — еретич. движение в рим. провинциях Сев. Африки 4–5 вв., направленное против ортодоксальной христ. церкви. Свое название получил от имени епископа Доната, возглавившего в 4 в. движение за создание независимой от Рима африканской церкви. Донатисты… …   Философская энциклопедия

  • Донатизм — ☼ церковно сепаратистское («схизматическое») движение в Северной Африке IV V вв., выразившее протест против сближения церковной иерархии с империей и апеллирование к идеалу «Церкви мучеников». Поводом к возникновению Д. был спор о законности… …   Энциклопедия культурологии

  • Донатизм — (Donatism), вероучение одной из христ. групп в Сев. Африке. Свое назв. получили от имени ну мидийца Доната, возглавившего в 4 в. н.э. движение за создание независимой от Рима африканской церкви и избранного местными жителями епископом. В 347 г.… …   Всемирная история

  • Донатизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет …   Википедия

  • ДОНАТИЗМ — схизма, а впоследствии ересь, вызывавшая раздоры в церкви Северной Африки начиная с правления императора Диоклетиана (284 305) и до мусульманского завоевания. Название ереси происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран на… …   Энциклопедия Кольера

  • Донатизм —         церковная схизма, названная по имени избранного в 313 епископом Карфагена Доната Великого. Возникла на почве социальных, нац. и экономич. трений между берберийским населением страны и рим. и романизированными землевладельцами и горожанами …   Словарь античности

  • Донатизм —  ♦ (ENG Donatism)    североафриканское сепаратистское движение, основанное Донатом (ум. 355). Он возражал против разрешения христианам, к рые отпали от веры и отказались от Священного Писания во время гонений на них, восстанавливать их права в… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ДОНАТИЗМ — раскольническое течение в Сев. Африке в IV 1 й пол. V в., на определенном этапе переросшее в социально политическое движение протеста. Названо по имени лидера Доната из Casae Nigrae (Нумидия) (ок. 270 355). Начало раскола Истоки Д. восходят к… …   Православная энциклопедия

  • Donatism —  Донатизм …   Вестминстерский словарь теологических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»