Виньи Альфред

Виньи Альфред
(de Vigny) — знаменитый французский писатель романтической школы. Последний представитель старинного дворянского рода; род. 27 марта 1799 г., † в 1863 г. 16-ти лет он поступил на военную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма и традиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако, блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы; но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторону военного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложил впоследствии в "Servitude et grandeur militaire" — одной из самых искренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досуги своей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти к поэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнему возрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми из первых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органе зарождающегося романтизма "La muse Française" и издал в 1622 г. первый небольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г. — "Poèmes antiques et modernes", в 1829 г. — новое собрание стихотворений. Господствующий тон этих произведений — грусть, байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" среди непонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвования и идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Как ни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческими чувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его от забвения. Подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, в котором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении; подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа — чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-то шепнул ей про страдания падших ангелов — и она жаждет внести отраду в мрачную жизнь отверженных небом созданий. Ее безотчетная тоска и зарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой. Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона и видит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и она говорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готов раскаяться, но злоба берет верх, и заведомо вероломными клятвами он пленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы. Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Moise" одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготится своим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молит его о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, но введенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще создания романтиков. Таковы, напр., "La femme adultère", "La fille de Jephté"; тем же характером отличается "Helena", сюжет которой заимствован из современной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно еще назвать "La neige", "Le Trappiste" и два юношеских стихотворения: "La Dryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье.
Поэмы В. не имели сначала большого успеха. Они были оценены по достоинству только литературными друзьями поэта; его интимно-поэтическое творчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большой успех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман "Cinq-Mars". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, был переведен на все европейские языки, в том числе на русский, что в особенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европы чувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал, что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинному литературному достоинству романа, и часто говорил с привычной ему иронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои стихи. Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволнений лагерной жизни, В. написал его, вернувшись во Францию и прочтя предварительно, как он сам говорит, около 300 книг и рукописей. Но, взявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всего изгоняет из него историческую правду. Для него искусство — не толкователь истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводит отвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полон несообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон де Ланкло в обществе Корнеля и т. п. Но при общей слабости романа отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urbain Grandier, поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было в свое время первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французского театра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившего французскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе Дюси. Для молодой романтической школы это было торжеством, подготовившим появление и успех "Эрнани".
В "Servitude et grandeur militaires" (1835) симпатиями автора пользуются более всего старые служаки, у которых чувство долга и чести составляет вторую натуру. Их беспрекословная покорность, стоическое исполнение самых опасных и трудных обязанностей возбуждают в поэте глубокое уважение к этим безвестным героям долга и наполняют его ненавистью к рабству, в котором их держит военная сила. В романе "Stello" (1832) Виньи скорбит о том, что поэт одинок в современном обществе. При всяком государственном строе он является лишним: монархи его боятся, конституционные государства убивают его презрением, республики выключают его из своей среды. Иллюстрацией первого случая В. берет историю Жильбера при Людовике XV, второго — Чаттертона, убивающего себя после того как лорд-мэр, прочтя его стихи, предлагает ему место лакея, и третьего — Андре Шенье, умирающего на эшафоте. Особенно драматичен эпизод Шенье и рассказ о последних днях террора. Историческая сторона слаба, но книга полна настоящей поэзии и большой красоты в отдельных эпизодах. В истории романтизма В. занимает большое место не только стихотворениями и романами, но и несколькими драмами, из которых самая крупная "Чаттертон", представленный в 1835 г. В "Чаттертоне" драматизирован один эпизод Стелло, и еще резче, чем в романе В. защищает в драме право поэта на свободное существование. Он показывает, как материалистическое общество доводит до самоубийства поэта, живущего высшими интересами; он требует для поэта права жить и мечтать, т. е. хлеба и досуга. Теперь драма В. кажется сентиментальной; но при появлении "Чаттертона" общество переживало пароксизм идеализма, и идея В. находила отклик в сердцах. Театр был полон длинноволосыми юношами, считавшими, что единственные занятия, достойные "высших натур", — поэзия и живопись. Эта аудитория аплодировала каждому слову Чаттертона, идеализирующего искусство, казнящего жизненную пошлость в лице мужа Китти и лорда-мэра.
В 1842 году В. был избран во Французскую академию. Еще раньше, со второй половины тридцатых годов, он почти совсем перестал печатать свои произведения, да и писал сравнительно немного, ведя уединенную, замкнутую жизнь в своем имении и только ненадолго приезжая в Париж. Его биографы приписывают эту перемену разочарованию, которое он испытал в своей страсти к знаменитой актрисе Дорваль. Оно отразилось в одном из самых могучих стихотворений Виньи: "La colère de Samson". И прежде расположенный к меланхолии, он выработал себе теперь своеобразный пессимизм, чуждый отрицания, но проникнутый сомнением в божественной справедливости ("Le Mont des Oliviers"), подавленный равнодушием и холодностью природы ("La maison du berger"), молчаливо и терпеливо ждущий смерти ("La mort du loup"), полный сострадания к человеческому горю. "Мирное отчаяние" — говорит он в своем "Дневнике" ("Journal d'un poète"), напечатанном, как и последние его поэмы ("Les Destinées"), уже после его смерти, — "без гневных судорог и без упреков небу: вот истинная мудрость". Никогда, может быть, дарование В. не достигало такой силы, как в этом наименее известном периоде его творчества. Из книг, посвященных В., заслуживают внимания: A. France, "Alfred de Vigny, étude etc." (Пар., 1866); Godefroy, "Hist. litter, du XIX s."; Th. Gautier, "Histoire du romantisme" и в особенности Maurice Paléologue, "Alfred de Vigny" (в коллекции "Les grands écrivains français").
На русский язык переведены "Чаттертон" И. С. Воейковым (1836 и 1859); "Cinq-Mars" — Очкиным (СПб., 1835); "Стелло, или голубые бесы" (1835); "Смерть волка" (поэма; "Русская мысль", 1886) и др. Его биографию см. "Отеч. записки", 47 т.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Виньи Альфред" в других словарях:

  • ВИНЬИ Альфред де — ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор де (1797 1863), французский писатель романтик. В поэмах «Элоа» (1824), «Моисей» (1826), «Потоп» (1826) воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме… …   Энциклопедический словарь

  • Виньи Альфред де — ВИНЬИ (Vigny) Альфред де (1797 1863), франц. писатель романтик, яркий представитель франц. байронизма. При создании «Демона» Л. отталкивался от поэмы В. «Элоа, или Сестра ангелов» («Eloa, ou la Soeur des anges», 1824) о любви девы ангела к… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ВИНЬИ Альфред де — (Vigny, Alfred Victor de) АЛЬФРЕД ДЕ ВИНЬИ (1797 1863), французский поэт, романист и драматург. Согласно Виньи, человек одинок перед слепой стихией, равнодушной к его радостям и страданиям. Однако сетования на судьбу унизительны, и единственная… …   Энциклопедия Кольера

  • Виньи Альфред Виктор де — (Vigny) (1797 1863), французский писатель романтик. В поэмах «Элоа» (1824), «Моисей», «Потоп» (обе 1826)  воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме «Чаттертон» (1835), поэме «Смерть …   Энциклопедический словарь

  • Виньи, Альфред де — Альфред Виктор де Виньи фр. Alfred Victor de Vigny …   Википедия

  • Виньи, Альфред — Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения: 27 марта 1797 Место рождения: Лош, Франция Дата смерти: 17 марта 186 …   Википедия

  • Виньи Альфред — Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения: 27 марта 1797 Место рождения: Лош, Франция Дата смерти: 17 марта 186 …   Википедия

  • Виньи Альфред де — Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения: 27 марта 1797 Место рождения: Лош, Франция Дата смерти: 17 марта 186 …   Википедия

  • Виньи, Альфред Виктор де — Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения: 27 марта 1797 Место рождения: Лош, Франция Дата смерти: 17 марта 186 …   Википедия

  • Виньи Альфред Виктор де — Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения: 27 марта 1797 Место рождения: Лош, Франция Дата смерти: 17 марта 186 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»