Взаимно-дополнительные цвета

Взаимно-дополнительные цвета
два цвета называются взаимно-дополнительными, если одновременное действие их на глаз производит впечатление белого цвета; другими словами, оптическое смешение таких двух цветов образует белый цвет. В радуге и спектре, получаемом разложением белого цвета призмой, находятся основные чистые цвета (см. Белый цвет), числом семь. Если на белую ширму направить красную часть спектра и сине-зеленую часть другого спектра и если светлота одного из этих цветов будет находиться в определенном и надлежащем отношении к светлоте другого, то на ширме образуется белое пятно. Подобное смешение можно произвести прямо в глазу. Доказано Гельмгольцем, что всякий цвет спектра, кроме чисто-зеленого, имеет дополнительный к себе цвет. Таких главных пар взаимно-дополнительных цветов имеется четыре: красный и сине-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый. Если разделить спектр на две какие-либо части и смешать цвета каждой из них, то получаются два сложных цвета, которые будут взаимно-дополнительными, т. е. в смешении образуют белый цвет. Цвета разделяются художниками на теплые и холодные: к первым относится красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый, а ко вторым — все цвета спектра, лежащие за чисто-зеленым, до фиолетового конца включительно. В вышеперечисленных парах постоянно один из цветов холодный, а другой — теплый. Результаты оптического смешения цветов или лучей вообще различаются от результатов материального смешения (красок); например оптическое смешение синего и желтого цветов дает белый цвет, а смешение синей и желтой красок образует зеленую краску. Образование белого цвета из двух взаимно-дополнительных было впервые показано в одном частном случае французским физиком прошлого столетия Ламбертом, но полное доказательство того принадлежит Гельмгольцу. Можно производить оптическое смешение двух взаимно-дополнительных цветов также при посредстве вращающегося кружка. Если на нем будут наклеены секторы желтой и синей бумаги надлежащей относительной величины, то при вращении этого кружка до 15 и более оборотов в секунду он представится глазу белым или серым во всех своих частях. Взаимно-дополнительные цвета играют большую роль в явлениях цветового контраста (см. это сл.) и зависящих от них оптических впечатлений в живописи, цветных орнаментах, драпировках и одежде — вообще во всех случаях, где подбором цветов и красок хотят произвести гармоническое впечатление.
Ф. Петрушевский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Взаимно-дополнительные цвета" в других словарях:

  • Дополнительные цвета — Взаимно дополнительные цвета (см) и Гармония красок (см) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Цвета взаимно-дополнительные — см. Взаимно дополнительные цвета …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Психология восприятия цвета — У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтвер …   Википедия

  • Значение цвета — Психология восприятия цвета способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Содержание 1 Общие сведения 2 Цветоведение 3 Количество «имён цвета» …   Википедия

  • Гармония красок — Под этим разумеют сочетание цветных поверхностей, производящее приятное впечатление, заимствуя его обозначение из языка звуковых впечатлений, который, со своей стороны, нередко пользуется словами языка зрительных ощущений. Те и другие ощущения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Контрасты световые — В основе относящихся сюда явлений лежит сопоставление в нашем сознании двух однородных зрительных впечатлений; соседних по времени или по месту, т. е. подействовавших на наш глаз последовательно друг за другом или одновременно. В том и другом… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Колорит и колористы — Краска есть красящее вещество, пигмент того или другого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, например красных, заключает в себе более или менее значительное число их, неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Баланс контрастности — Основная статья: Баланс белого цвета Характеристические кривые слоёв цветного негативного фотоматериала, разбалансированного по контрасту. H  экспозиция, D  оптическая плотность. Больший наклон кривой означает больший контраст Баланс… …   Википедия

  • Цвет тел — Содержание: Ц. качество тел. Ц. ощущение. Простые (спектр.) Ц. Взаимно дополнительные. Основные. Качества Ц.: тон, светлота и густота тона. Способы смешения Ц. Пурпуровый, белый, черный и серый. Чувствительность глаза к Ц. Светлота Ц. Явл.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Цветоведение — Психология восприятия цвета способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Содержание 1 Общие сведения 2 Цветоведение 3 Количество «имён цвета» …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»