Клейст, Генрих

Клейст, Генрих
(Heinrich von Kleist) — выдающейся немецкий поэт-романтик; род. в 1777 г. Систематического воспитания К. не получил; недолго служил в прусской армии. Поселившись в родном Франкфурте-на-Одере, где жила горячо любимая сестра его, Ульрика, романтически-настроенная энтузиастка, К. стал посещать университетские лекции. Приняв на веру положение философии Канта, что человек может постигнуть лишь мир кажущихся явлений, а не самостоятельных сущностей, он почувствовал презрение к бессильной, с этой точки зрения, науке. Он принимается за патетическую, на шиллеровский манер, драму "Robert Guiscard"; но знакомство в 1801 г. с Цшокке и сыном поэта Виланда делает его доступным влиянию новой романтической школы. Он начинает увлекаться Шекспиром (в переводе Шлегеля) и пишет трагедию "Familie Schroffenstein", на шекспировский лад. Постоянные путешествия по Германии, Швейцарии и Франции, составлявшие потребность бурной натуры К., сблизили его, между прочим, и с веймарским литературным кружком. Сомнения в своем призвании побуждают К. на время бросить поэзию и сделаться чиновником в Кенигсберге; однако, в 1806 г., он окончил свою комедию "Der zerbrochene Krug" и начал трагедию "Penthesilea", дописанную в 1807 г., в плену у французов. Подъем национального чувства в Германии, вызванный вторжением Наполеона, выразился в трагедии К. "Hermannschlacht" (1808). К тому же году относится большая "рыцарская" драма "Kätchen von Heilbronn". В 1810 г. К. окончил свою вторую патриотическую драму "Der Prinz von Homburg". При представлении в частном театре эта драма успеха не имела (как и поставленная Гёте в Веймаре комедия "Der zerbrochene Krug"). В том же 1810 г. умерла покровительница К., прусская королева Луиза. Основанная им газета: "Berliner Abendblätter" просуществовала лишь полгода, до 1811 г. Под гнетом всех этих неудач К. решил бросить литературу и вновь поступил на военную службу — шаг, который рассорил его с сестрой. Встреча К. с Адольфиной Фогель, болезненной, романтической женщиной, страдавшей припадками меланхолии, зародила в обоих мысль о самоубийстве. 21 ноября 1811 г. К. застрелился (на берегу Ванзейского озера, близ Потсдама), сперва застрелив свою подругу; там же он и похоронен.
Сжатость слога, смелость языка и яркость поэтических образов отводят драмам К. место непосредственно за драмами Шиллера. В частностях он реалистичнее Шиллера, но в целом его драмы негармоничны и субъективны. В трагедии "Фамилия Шроффенштейн", по сюжету напоминающей "Ромео и Джульетту", мастерски изображено развитие ненависти на почве роковых недоразумений, но конец драмы изобилует ужасами, доходящими до смешного; если в начале трагедии чувствуется веяние античного рока, то к концу развязки этот рок переходит в простой случай. Комедией случая и qui pro quo является "Разбитый кувшин"; ей вредит тяжелое остроумничанье на манер шекспировских шутов, но вообще она художественна, как жанровая картинка нидерландской школы. Дарование К. с особенной яркостью сказывается в трагедии "Пентезилея", сюжетом которой является несчастная любовь царицы амазонок Пентезилеи к герою Ахиллу. Влияние Шекспира парализуется здесь влиянием античных классиков; в результате появляются пластически законченные типы. Борьба героини между чувством воинской чести и страстной любовью глубоко симпатична. Необузданная натура К. не могла, однако, не испортить конца: изменив легенду (которая кончается самоубийством Пентезилеи), К. заставляет героиню затравить Ахилла собаками и отведать его крови. Это сделано во имя той страсти к жестокости, которой отличается вообще творчество романтиков. Теми же достоинствами и теми же недостатками страдает известная драма "Кэтхен из Гейльброна". Это опять драма рока, таинственных влияний, царящих над людьми; Кэтхен питает какое-то гипнотическое тяготение к своему возлюбленному. Она могла бы внушить сочувствие зрителю, как образец женского влюбленного безволия — но сам же Клейст нарушает это основное впечатление своими натуралистическими замашками (соперница Кэтхен заманивает в свои сети рыцаря фальшивыми прелестями своего туалета и железной палкой, выпрямляющей ее кривой от рождения стан). В "Битве Арминия" почти нет драматического движения и психологической правды, так как римляне являются лишь символами современных автору французов. И здесь К. по-прежнему не чужд романтических жестокостей (Туснельда, жена Арминия, затравливает на своих глазах пленного римлянина медведем). Безусловно типичен сам Арминий, патриот-идеалист, для которого его враги не более как звери, созданные для охоты за ними, а идеал германского государства есть идеал общечеловеческого братства. Наиболее выдержанная и законченная, но вместе с тем и наиболее немецкая, слишком национальная драма К. — это "Принц Гомбургский". Она полна внутреннего и внешнего движения и из всех произведений К. наиболее сценична.
Менее известны рассказы К., хотя рассказчик он превосходный. Лучшие: "Michael Kolhaas" и "Das Erdbeben in Chili". В др. рассказах К. слишком много или рассудочного, грубого натурализма ("Die Marquise von О."), или же жестоких романтических ужасов ("Die Verlobung in St. Domingo", "Die heilige Cäcilie" и т. п.); встречается и крайний мистицизм ("Der Zweikampf"). Среди лирических стихотворений К. преобладают песни патриотического содержания, в духе Кернера. Очень грациозна по античному, жизнерадостному колориту идиллия "Der Schrecken im Bade". Замечательны и политические наброски К., обнаруживающие недюжинный сатирический талант. Значительнейшие из них: "Lehrbuch der französischen Journalistik" и "Katechismus der Deutschen". Первое полное издание сочинений К. сделано в 1826 г. Тиком. Лучшее из позднейших изданий — Гемпеля. Лучшее сочинение о жизни и трудах К. — Адольфа Вильбрандта, "Heinrich von Kleist" (1863).
Вс. Чешихин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Клейст, Генрих" в других словарях:

  • Клейст, Генрих — Генрих фон Клейст Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («[[Маркиза д’О] 1808… …   Википедия

  • Клейст, Генрих фон — Генрих фон Клейст Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist …   Википедия

  • Клейст Генрих фон — (Kleist) (1777 1811), немецкий писатель романтик. В творчестве Клейста иррациональное (мистические силы, темы рока, носителями которых выступает и сам человек) сплавлено с повседневным (стихотворные драмы «Пентесилея», 1808, «Кетхен из… …   Энциклопедический словарь

  • Клейст Генрих фон — Генрих фон Клейст Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («[[Маркиза д’О] 1808… …   Википедия

  • Клейст Генрих — (Heinrich von Kleist) выдающейся немецкий поэт романтик; род. в 1777 г. Систематического воспитания К. не получил; недолго служил в прусской армии. Поселившись в родном Франкфурте на Одере, где жила горячо любимая сестра его, Ульрика,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Клейст Генрих фон — Клейст (Kleist) Генрих фон (18.10. 1777, Франкфурт на Одере,‒21.11.1811, Ванзе, около Потсдама), немецкий писатель. В трагедиях «Семейство Шроффенштейн» (издана 1803), «Роберт Гискар» (сохранился фрагмент). «Пентесилея» (1805‒07, издана 1808) и в …   Большая советская энциклопедия

  • Клейст, Генрих фон — КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (1777 1811), немецкий писатель романтик. Неразрешимость трагических конфликтов, в которых носителями темы рока выступают не только мистические силы, но сам человек с его иррациональными страстями и подточенными… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КЛЕЙСТ Генрих фон — КЛЕЙСТ, Клайст (Kleist) Генрих фон (1777—1811), немецкий писатель. Трагедии, в т.ч. «Семейство Штроффенштейн» (1803), «Роберт Гискар» (сохранился фрагмент), «Пентесилия» (1808), драмы, в т.ч. «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • КЛЕЙСТ Генрих фон — (Kleist, Heinrich von) ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ (1801) (1777 1811), немецкий писатель. Полное имя Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте на Одере. Пятнадцатилетним подростком поступил …   Энциклопедия Кольера

  • Клейст, фон — Генрих фон Клейст Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («[[Маркиза д’О] 1808… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»