Эйк*

Эйк*
(братья Губерт или Гюйбрехт и Ян van Eijck) — знаменитые нидерландские живописцы, основатели старой фландрской школы, происходили из соседнего с Мастрихтом городка Масэйка. Время рождения как того, так и другого с точностью неизвестно. К. Ван Мандер полагает, что Губерт родился приблизительно в 1366 г., но более вероятно, что он явился на свет несколько позже, а именно около 1370 г. Кроме того, Ван Мандер говорит, что Губерт был значительно старше Яна и что этот последний был его учеником. Биографические сведения о Губерте вообще очень скудны; известно только, что за два года до своей смерти, последовавшей 18 сент. 1426 г., он жил в Генте уважаемым всеми мастером. Что касается до Яна, то на обстоятельства его жизни имеются более подробные указания. Вначале он трудился в Генте, потом, в 1422—24 гг., был в Гаге придворным живописцем и камердинером (varlet de chambre) герцога Иоанна Баварского ("Иоанна Безжалостного), тогдашнего епископа Люттихского, впоследствии графа Голландского, Люксенбургского и Брабантского, а после его кончины с 1425 г. состоял в тех же должностях в Лилле, при бургундском герцоге Иоанне Добром, который очень любил его и неоднократно посылал его в путешествия для исполнения своих секретных поручений. В 1428 г. Ян по приказанию герцога ездил в Португалию, чтобы написать портрет тамошней принцессы Изабеллы, просватанной за герцога. Проведя в этой поездке 15 месяцев, он возвратился на родину в свите принцессы и тотчас же отправился в Гент дописывать большой алтарный складень своего брата, оставшийся неоконченным за его смертью. Исполнив эту работу в 1432 г., Ян поселился в Брюгге, где купил себе дом и, продолжая пользоваться благоволением герцога, провел здесь последние восемь лет своей жизни. Он умер 9 июля 1440 г. Братья В. Э. обыкновенно считаются изобретателями живописи масляными красками, но она в их время уже давно была известна, хотя и представляла вследствие медленного высыхания масла большие неудобства, заставлявшие художников прибегать к ней редко и притом не для исполнения целой картины, а только для придания пущей яркости некоторым местам исполненного темперой. Заслуга В. Э. состоит в том, что они через примесь к маслу веществ, сообщающих ему способность быстро густеть и отвердевать, сделали разведенные на нем краски удобоприменимыми на практике, нашли возможность писать вторично по только что написанному, смешивать краски на палитре и стушевывать их на картине вместо того, чтобы выжидать, пока не высохнет написанное, и уже затем накладывать на него новые тона. Это усовершенствование позволило достигать в колорите большей силы, прозрачности и блеска, соблюдать мягкость переходов из нюанса в нюанс, работать свободнее и скорее, чем то было возможно при прежней технике. Наделенные тонким чувством природы, В. Э. нашли в улучшенном ими способе живописи благодарное средство для точной передачи результатов своих наблюдений над действительностью и положили своим творчеством начало реалистическому направлению нидерландской школы, сделавшемуся навсегда ее отличительным свойством. Вращаясь, подобно прежним фландрским мастерам, преимущественно в области религиозных сюжетов и не прерывая своей связи с этими художниками, они стремились внести в живопись новый элемент, натурализма: стали придавать святым типы людей своей национальности и своего времени, одевать их в костюмы своей эпохи, ставить их в непринужденные позы, сообщать им естественные движения, составлять из них группы, полные жизни, помещать их в зданиях и среди пейзажей, воспроизводящих существующее на самом деле, окружать утварью, встречавшейся в тогдашней обстановке быта, и все это изображать с крайней тщательностью, но без ущерба для религиозного настроения. Только теперь, в работах В. Э., живопись вышла на путь верного подражания натуре: моделировка фигур сделалась более сильной; благодаря соблюдению линейной перспективы и отчасти перспективы воздушной явилась постепенность удаления планов, и все предметы, приблизившись по интенции красок к своим натуральным цветам, получили правдоподобное освещение и рельефность. Словом, то, до чего достигли В. Э., было поразительной новизной для их времени и не могло не произвести коренного переворота в живописи Нидерландов и всего севера; влияние этих мастеров сильно отразилось также в Италии, прежде всего в Венеции, куда занес их технику и реалистические воззрения Антонелло да Мессина. Самым капитальным произведением В. Э. и вместе с тем самым замечательным из памятников старонидерландской живописи по всей справедливости считается вышеупомянутый алтарный складень. Он был заказан гентским бургомистром Иодокусом Вейдтом и его женой, Изабеллой Бурлут, для их капеллы в церкви св. Иоанна (теперь св. Бавона) в Генте. Состоя из средней части и из двух боковых створок, этот складень заключал в себе двенадцать досок, которые в настоящее время разрознены. Будучи целым, он, когда его открывали, представлял молящимся в средней своей части расположенные в два ряда изображения: вверху — Бога-Отца, по правую руку от Него — Богоматерь, по левую — св. Иоанна Предтечу, а внизу — многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником; этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы, и над этими последними, в форме полулюнетов, "Жертвоприношение Каина и Авеля" и "Убийство Авеля", а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему.



Гентский алтарный складень Губерта и Яна Ван Эйков. Внутренняя сторона.

Когда складень был закрыт, внешние стороны его створок представляли три ряда других изображений: в самом верху, в середине — две фигуры сивилл, занимавшие собой выступ складня в форме арки, и по бокам от этого выступа в двух люнетах — по полуфигуре пророков; в среднем ряду — сцену Благовещения, происходящую в просторной храмине романского стиля, а в нижнем ряду — фигуры Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, написанные гризайлью в подражание мраморным статуям, и портреты заказчиков складня, стоящих на коленях и молящихся.



Гентский алтарный складень Губерта и Яна Ван Эйков. Наружная сторона.

Относительно того, что именно в гентском складне принадлежит Губерту Ван Э. и что его брату, между знатоками живописи существует разногласие. Все сходятся, однако, во мнении, что эскиз целого произведения был сочинен и изготовлен Губертом. Затем, большинство критиков полагает, что им написаны три верхние иконы средней части складня (Бог-Отец, Богородица и Иоанн Креститель), портреты заказчиков и некоторые из фигур ангелов в обеих их группах. Яну всецело приписываются фигуры Адама и Евы. Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим. В настоящее время, как было замечено выше, части складня разъединены; в гентской церкви св. Бавона осталась только средняя часть; картинами, украшавшими собой внутренние и внешние стороны створок, за исключением изображений Адама и Евы, владеет Берлинский музей, а эти последние принадлежат Брюссельскому музею. Гентский складень — единственное произведение, дающее нам понятие об искусстве Губерта Э. Других достоверных работ этого художника не сохранилось. Напротив того, образцов живописи Яна Э. и притом снабженных его подписью и означением времени исполнения существует довольно много. Таковы — "Посвящение Томаса Бекета в епископа Кентерберийского" (1421, наход. у герцога Девоншайрского, в Англии), маленькая "Мадонна, сидящая в горнице" (1432, в Айнс-Голле, близ Ливерпуля), два небольших мужских портрета (1432 и 1433, в Лондонской национальной гал.), портрет Жана Арнольфини и его жены (одна из превосходнейших картин художника; 1434, также в Лондонской национ. гал.), поясной портрет каноника Яна де Лейве (1436, в Венск. муз.), "Мадонна каноника Георга Ван дер Пале" (1436, в Брюггск. акад. худ.) "Св. Варвара" (рисунок пером на дереве, пройденный кистью; 1437, в Антверпенском муз.), "Голова Христа" (1438, в Берлинском муз.), поясной портрет Яна Фрау (1439, в Брюггск. акад.) и маленькая стоящая Мадонна (в Антверпенск. муз.). Сверх того, Яну принадлежат несомненно, хотя и не подписаны им, следующие картины: так назыв. "Луккская Мадонна" (в Штеделевск. инстит., во Франкфурте-на-Майне), "Мадонна канцлера Роллена" (в Луврск. муз., в Париже), прелестная "Мадонна с архангелом Михаилом, св. Екатериной и заказчиком" (в Дрезденск. гал.), еще две "Мадонны" (одна у маркиза Экстера, в Англии, другая в собрании Ротшильда, в Париже), "Благовещение" (в Имп. Эрмитаже), две створки утраченного триптиха "Распятие" и "Страшный Суд" (там же), портрет старика (в Венск. муз.), портрет пожилого человека с цветком гвоздики в руке (в Берлинск. гал.). У Губерта и Яна Э. была сестра Маргарета, успешно занимавшаяся писанием книжных миниатюр, но определенных сведений о ее жизни не сохранилось, точно так же, как и ни одной из ее работ. Непосредственными учениками и ближайшими последователями высокодаровитых братьев были Петрус Кристус, Гуго Ван дер Гус и Юстус Гентский. Ср. Hothо, "Die Malerschule Huberts van Eyck" (Берл., 2 т., 1855—58); Waagen, "Ueber Hubert und Jan van Eyck" (Бресл., 1862); Crowe und Cavalcasel le, "Geschichte der altniederlä ndischen Malerei" (перев. с англ. А. Шпрингера, Лпц., 1875); Schnaase, "Geschichte der bildend. K ü nste" (8 том, Штутгарт, 1879); A. Woltmann und К. Woermаnn, "Geschichte der Malerei" (2 том, Лпц., 1882), и Lalaing, "Jean van E yck, inventeur de la peinture à l'huile" (Лилль, 1887).

А. С—в.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Эйк*" в других словарях:

  • Эйк — (eyck) Ян ван (ок. 1390, Маасейк, близ Маастрихта – 1441, Брюгге), нидерландский художник, один из родоначальников искусства Северного Возрождения. Учился, возможно, у старшего брата Губерта. Разделение художественного наследия братьев является… …   Художественная энциклопедия

  • Эйк — Эйк (нем. Eick, нидерл. Eijk, Eyck)) фамилия. Известные носители: Художники Эйк, Хуберт ван (1370 1426)  фламандский живописец, старший брат Яна ван Эйка. Эйк, Ян ван (1385 или 1390 1441)  фламандский живописец раннего… …   Википедия

  • ЭЙК — (Ван Эйк) (Eyck) Ян (ок. 1390, Маасейк, близ Маастрихта, ныне в Бельгии 1441, Брюгге), нидерландский художник. Один из основоположников искусства Северного Возрождения (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ). Биографические вехи Учился, возможно, у старшего… …   Энциклопедический словарь

  • ЭЙК — см. Ван Эйк …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эйк, Ян — Доминик Лампсоний. Портрет Яна ван Эйка Ян ван Эйк(старший) (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390 1441)  фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников,… …   Википедия

  • Эйк — Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370 1390, Маасэйк, близ Маастрихта 1426, Гент. Нидерландский живописец. Старший брат Яна ван Эйка. С нач. 1420 х жил в Генте. Согласно давней традиции, восходящей к надписи на раме Гентского алтаря (полиптих… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Эйк Ян — см. Ван Эйк …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • ЭЙК — (Eick) Альфред (9.3.1916, Эссен ?), офицер подводник, капитан лейтенант. 21.9.1937 поступил на службу в ВМФ кадетом. 1.5.1938 произведен в фенрихи, 1.8.1939 – в лейтенанты. Служил на эсминце «Герман Бейтцен», на котором в первый год войны… …   Военно-морской флот Третьего рейха

  • ЭЙК — Х. и Я. ван, см. Ван Эйк …   Биографический словарь

  • Эйк, Хуберт ван — Hubert van Eyck …   Википедия

  • Эйк Ян ван — Эйк (Eyck) Ян ван (ок. 1390 ≈ 1441), нидерландский живописец; см. Ван Эйк Я …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»