Философия (дополнение к статье)

Философия (дополнение к статье)
(философская литература в России). — За последние 8 лет положение Ф. в России изменилось в качественном и количественном отношениях. Философских произведений оригинальных и переводных появляется весьма много. Есть, однако, причины, препятствующие развитию русской Ф. Сюда относится, во-первых, ряд смертей, отнявших у русской Ф. крупные силы: В. С. Соловьева, кн. С. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, А. И. Смирнова, М. А. Олесницкого, А. Ф. Гусева, П. И. Линицкого, А. К. Волкова, Л. Е. Оболенского, М. М. Филиппова. Второе неблагоприятное условие — политическое положение страны: пробуждение политических интересов естественно приковывает внимание к вопросам дня, и философия привлекается к выяснению этих вопросов не в качестве верховного судьи, а в качестве служанки. Ф. стала ancilla politicae, подобно тому, как она в средние века была ancilla theologiae. Два главных направления философской мысли — идеалистическое и материалистическое — вступили в борьбу на страницах сборников: "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистического мировоззрения" (1903). Статьи в обоих сборниках связаны не единством философской системы, а общей этико-политической тенденцией. Материализм, защищавший свои положения за последнее время главным образом в области экономической и исторической, потерял значительную часть своих приверженцев, частью под влиянием распространения индивидуалистических ницшеанских идей, частью под напором идей социализма и анархизма. Идеализм подвергся аналогичному изменению. Мистическая струя, внесенная Вл. С. Соловьевым, нашла благодарную почву и разрослась в целый поток; она выразилась главным образом в интересе, с которым стали заниматься вопросами религии (напр в журналах "Новый Путь" и "Вопросы жизни", в "религиозно-философском обществе"); интерес этот был не столько теоретическим, сколько практическим, и выразился, напр., в христианском анархизме, близком к учению Л. Толстого (см. "Вопросы религии", Москва, 1906). К идеалистической философии следует отнести и неокантианство, которое продолжает существовать, но не развивается. Главный представитель этого направления, проф. А. И. Введенский, выпустил в свет "Философские очерки" (СПб., 1901). Самостоятельное, хотя и родственное кантианству направление защищает Н. О. Лосский в "обосновании интуитивизма" (СПб., 1906). В гимназии введено преподавание психологии в VII классе и логики в VIII-м; это вызвало появление целого ряда учебников по психологии, принадлежащих Н. В. Скворцову, В. Адамову, проф. Челпанову, А. Нечаеву, А. Воскресенскому. Проф. Челпанов издал также "Введение в философию" (Киев, 1905), составленное по той же программе, по которой пишутся обыкновенно немецкие введения в философию. Многие из этих введений переведены на русский язык (наприм., Иерузалема, Риля, Корнелиуса, Риккерта, Гефдинга, Вундта). Монографий по логике не появлялось. Отметить следует "Логику" Снегирева (Харков, 1901, посмертное издание). Гносеологии посвящены следующие сочинения: С. Аскольдов, "Основные проблемы теории познания и онтологии" (СПб., 1900); Г. Челпанов, "Проблема восприятия пространства" (ч. II, Киев, 1904); И. Лапшин, "Законы мышления и формы познания" (СПб., 1906). Психологии посвящены следующие труды: Н. Лосский, "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903); П. С. Продан, "О памяти" (Юрьев, I, II, 1905); А. Лазурский, "Очерк науки о характерах" (СПб., 1906); П. Соколов, "Вера" (М., 1902); В. Бехтерев, "Психика и жизнь" (СПб., 1904); И. А. Сикорский, "Всеобщая психология с физиогномикой" (Киев, 1904). С 1905 года появляется журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" (под редакцией В. М. Бехтерева и В. С. Серебреникова). По эстетике появились "Научные основы красоты и искусства" Л. Е. Оболенского (СПб., 1902) и "Эстетика в общедоступном изложении" (I, СПб., 1905), Саккетти. По истории философия выдаются следующие сочинения: О. И. Щербатский, "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" (I, СПб., 1903); кн. С. Н. Трубецкой, "Учение о логосе и его история" (М., 1900), В. Фаминский, "Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки и их отношение к христианству" (Киев, 1906); Д. Миртов, "Нравственное учение Климента Александрийского" (СПб., 1900); Д. Брянцев, "Иоанн Итал" (Харьков, 1906); Н. Д. Виноградов, "Философия Давида Юма" (М., 1905); С. А. Котляревский, "Ламеннэ" (М., 1904); Новгородцев, "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901); Ив. Иванов, "Сен-Симон и сен-симонизм" (М., 1901). Переводная литература довольно богата; мы отметим лишь главнейшие труды, притом такие, которыми можно пользоваться. Иван Рачинский перевел Т. Лукреция Кара "О природе вещей" (размером подлинника, М., 1904). Кн. С. Н. Трубецкой издал 2-й том перевода "Творений Платона" (начатого Вл. С. Соловьевым в 1899 г.); С.-Петербургское философское общество издало Декарта, "Метафизические размышления" (ред. А. И. Введенского), Беркли, "Трактат о началах человеческого знания" (ред. Н. Г. Дебольского) и Мальбранша, "Разыскания истины" (т. I и II, ред. Э. Л. Радлова). Под редакцией Ю. И. Айхенвальда выходит "Полное собрание сочинений А. Шопенгауера" (еще не окончено). С. И. Церетели перевел сочинения Д. Юма: "Исследование человеческого разумения" (СПб., 1902) и "Трактат о человеческой природе" (книга I, "Об уме", Юрьев, 1906). М. Лопаткин перевел "Богословский политический трактат" Спинозы (Казань, 1906). Н. О. Лосский дал перевод "Критики чистого разума" (СПб., 1907; ранее были два перевода, М. Владиславлева и Н. М. Соколова); Б. П. Бурдес перевел "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (СПб., 1904). Из сочинений Фихте переведено "Назначение человека" (СПб., 1906, ред. Н. О. Лосского). Вышел новый перевод соч. Куно Фишера: "История новой философии" (не появился еще том о Фихте). Политическим интересом дня вызваны переводы "Утопии" Мора, "Государства солнца" Кампанеллы, сочинений Менгера и др.

Э. Р.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Философия (дополнение к статье)" в других словарях:

  • Зелинский (дополнение к статье) — (Фаддей Францевич) филолог. Научная деятельность З. за последние 10 лет весьма обширна и разнообразна. Интерес его сосредоточился главным образом на следующих областях филологического знания: 1) Цицерон и его роль в мировой культуре. Наиболее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кропоткин, князь Петр Алексеевич (дополнение к статье) — русский политический деятель, публицист и естествоиспытатель. Издал в 1899 г. в Лондоне по английски "Мемуары революционера", являющиеся выдающимся художественным произведением, неоценимым источником для истории революционного движения… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Линицкий Петр Иванович (дополнение к статье) — Его новейшие труды: Изящная литература и философия (Харьк., 1893); Мышление научное и ненаучное (ib., 1894); О познании (ib., 1895); О формах и законах мышления (ib., 1895); Мышление и познание (Харьк., 1896); О необходимости метафизики (ib.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкая литература (дополнение к статье) — Восьмидесятые годы прошлого столетия были в Н. литературе эпохой так называемого последовательного натурализма . Литературное движение следующего десятилетия было отчасти развитием тех же начал, но вместе с тем оно имело характер реакции против… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сергиев Иоанн Ильич (дополнение к статье) — писатель, протоиерей. Главные его новейшие труды: О блаженствах евангельских (СПб., 1896); Правда о Боге, мире и человеке (Кронштадт, 1899); Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта (СПб., 1900); Благодатные мысли о небесном и земном… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тареев Михаил Михайлович (дополнение к статье) — писатель, профессор нравственного богословия в Московской духовной академии. Его новейшие труды: Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (М., 1901) и Философия евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа слава Божия (Сергиев Посад, 1903;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Энгельс Фридрих (дополнение к статье) — германский политический деятель и ученый (см., а также Маркс). С 1905 г. начали появляться на русском языке сочинения Э., до того времени бывшие в России под запретом. Таковы: Положение рабочего класса в Англии , Философия, политическая экономия …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Философия биологии — или биофилософия раздел философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в области биологических и биомедицинских наук, а также анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений… …   Википедия

  • Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Соловьев Владимир Сергеевич — I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»